Университет XXI века: научное измерение 2016

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 211 « Телегин бьет по струнам и играет польку… » [10, с.538]; «Входит Астров… за ним Телегин с гитарой. Астров. Играй! Телегин. Все спят-с! Астров. Играй! Телегин тихо наигрывает» [10, с. 543]. И последний монолог Сони «Что же де- лать, надо жить!» сопровождается звуками гитары: «Телегин входит на цыпоч- ках, садится у двери и тихо настраивает гитару»; «Телегин тихо играет на гитаре»; «Телегин тихо наигрывает. Соня. Мы отдохнем!» [10, с. 569]. Особое место в драматургии Чехова занимает звук фортепьяно. Его симво- лическое значение реализуется в четвертом действии пьесы «Чайка»: «Через две комнаты играют меланхолический вальс. Полина Андреевна. Костя игра- ет. Значит, тоскует» [10, с. 517]; «за сценой играют меланхолический вальс» [10, с. 522]. Меланхолический вальс объясняет внутреннее состояние чеховских ге- роев, не только Треплева, но и Полины Андреевны, и Маши. Неслучайно во время игры Маша «делает бесшумно два-три тура вальса» [10, с. 517]. Робкий намек на танец под звуки печальной музыки становится в данном случае выра- жением тайной любви без какой-либо надежды на ее осуществление в реальной жизни. В конечном же итоге, объединяя всех персонажей мизансцены, мелан- холический вальс превращается в символ несбывшихся надежд. Музыка в драматургии Чехова озвучивает образы и ситуации, является важным строительным материалом в композиции пьес. Лирическая, музыкаль- ная атмосфера одухотворяет жизнь, изображенную писателем, приближает к нам образ автора, со всей непосредственностью включает читателей в жизнь чеховских героев. Музыкальное начало сказывается у Чехова в языке произве- дений, в особом внимании к звуковым образам, в музыкальности композиции, в общей лирической интонации. Чеховская драматургия – это удивительный пример органического синтеза двух видов искусств – литературы и музыки. Литература 1. Балабанович, Е. Чехов и Чайковский / Е. Балабанович.– М.: Моск. рабо- чий, 1970.– С. 152–153, 157. 2. Иванова, Н. Ф. «Ужасно поют эти люди…» (Романсы в пьесе Чехова «Вишневый сад»); Н. Ф. Иванова // Чеховиана. «Звук лопнувшей струны»: К 100-летию пьесы «Вишневый сад»; Отв. ред. В. В. Гульченко.– М.: Наука, 2005.– С. 560–565. 3. Литературное наследство. Чехов.– М., 1960.– Т. LXVIII.– С. 448. 4. Малютина, Н. П. Характер полилога в пьесе «Вишневый сад» в контекс- те поисков музыкальной драматургии рубежа XIX–XX столетий / Н. П. Малю- тина // Чеховиана. «Звук лопнувшей струны»: К 100-летию пьесы «Вишневый сад»; Отв. ред. В. В. Гульченко.– М.: Наука, 2005.– С. 553–559. 5. Моруа, А. Честные и смелые глаза / А. Моруа // Литературная газета.– 1960.– 29 янв. 6. Платек, Я. Под сенью дружных муз / Я. Платек.– М.: Сов. композитор, 1987. 7. Платек, Я. Одинокая душа. Музыка на страницах Чехова / Я. Платек.– М., 2006.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=