Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 210 пьесы «Дядя Ваня», а также композитор планировал создать оперу «Дядя Ва- ня», о чем сообщал Б. Асафьев. При восприятии чеховской драматургии вспо- минаются также мелодии П. И. Чайковского. От их произведений веет особой теплотой, душевностью, горячим сочувствием человеку, а в опере «Евгений Онегин», по словам Б. Асафьева, «предварен лиризм чеховских драм» [1, с. 157]. В свою очередь, А. П. Чехов претворял в своих пьесах принцип музы- кальной драматургии. В. Э. Мейерхольд в письме автору «Вишневого сада» от- мечал: «Ваша пьеса абстрактна, как симфония Чайковского. И режиссер должен уловить ее слухом прежде всего» [3, с. 448]. Американский историк театра Дж. Гасснер справедливо назвал чеховские пьесы «социальными фугами» и от- метил «симфонию их характеров» и устремлений. Нередко действие в художественном мире чеховской драматургии сопро- вождается звуками различных музыкальных инструментов, таких как свирель, гармоника, скрипка, гитара, фортепьяно, еврейский оркестр в 3 действии «Вишневого сада»,– все эти звуковые эффекты сопровождают едва ли не каж- дое значительное событие, становясь символическим отзвуком в читательской памяти. Например, в конце первого действия комедии «Вишневый сад» Чехов замечает: «Далеко за садом пастух играет на свирели. Трофимов идет через сцену и, увидев Варю и Аню, останавливается. <…> Трофимов (в умилении) . Солнышко мое! Весна моя!» [10, с. 639–640]. Высокий, чистый и нежный звук свирели является здесь, прежде всего, фоновым оформлением нежных чувств, испытываемых персонажем. Звук гармоники в драме «Иванов», напротив, ста- новится символом одиночества героини: « Пауза; слышны далекие звуки гармо- ники . Анна Петровна . Какая скука!.. Вон кучера и кухарки задают себе бал, а я... я – как брошенная...» [10, с. 386]. Интересен и символ скрипки, на которой играет Андрей Прозоров, персо- наж драмы «Три сестры». С одной стороны, его умение играть – признак обра- зованности. В начале пьесы сестры гордятся им: « За сценой игра на скрипке . Маша. Это Андрей играет, наш брат. Ирина. Он у нас ученый. Должно быть, будет профессором. Папа был военным, а его сын избрал ученую карьеру» [10, с. 578]; « Ольга. Он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки» [10, с. 579]. С другой стороны, для самого Андрея скрипка – это способ бегства от окружающей действительности, от проблем. Даже начавшийся пожар не трогает его: « Ирина . <…> И вот все побежали на пожар, а он сидит у себя в комнате и никакого внимания. Только на скрипке играет» [10, с. 608]. И даже его жена начинает пренебрежительно относиться к занятию мужа: « Наташа (горничной) . <…> В твою комнату я ве- лю переселить Андрея с его скрипкой – пусть там пилит!» [10, с. 623]. К концу пьесы скрипка начинает звучать все чаще. Андрей все больше замыкается в своем мире, больше времени уделяет игре на инструменте. Действие в пьесе «Дядя Ваня» сопровождается звуками гитары, которая присутствует уже в первом действии во вводной ремарке: «…на одной из ска- мей лежит гитара» [10, с. 529]. На этом музыкальном инструменте на протя- жении всего произведения наигрывает «обедневший помещик» Илья Ильич Те- легин: « Телегин настраивает гитару… Телегин играет польку… » [10, с. 535];

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=