Университет XXI века: научное измерение 2016

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 209 Г. С. Миронова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МУЗЫКА В ДРАМАТУРГИИ А. П. ЧЕХОВА Аннотация. В статье идет речь о роли музыки в жизни и творчестве А. П. Чехова. Осо- бое место в работе отводится значению мелодических форм и звуковой организации зрелой чеховской драматургии. В статье исследована роль музыкальных мотивов и звуковых эффек- тов в композиции пьес и создании образов героев. Ключевые слова: драматургия, музыкальные мотивы, полифонизм, музыкальность композиции, лиризм, звуковое оформление. Антон Павлович Чехов был чрезвычайно восприимчив к музыке, пережи- вание которой давало ему ощущение радости жизни и становилось импульсом творческого вдохновения. По словам Т. Л. Щепкиной-Куперник, только в му- зыке Чехов признавал пафос и романтизм и «отдавался их очарованию» [11, с. 332]. Поэтому писатель обогащал свои произведения музыкальными мотива- ми и мелодическими формами, которые пронизывали ритм его рассказов, рече- вые высказывания персонажей, они часто упоминались в тексте, вводились для сравнения жизненных явлений, заполняли паузы в сюжетном движении. В ряде случаев Чехов строил свои произведения по музыкальным законам. Например, сам писатель говорил, что рассказ «Счастье» художественно орга- низован как «квазисимфония», а повесть «Черный монах» была воспринята Д. Шостаковичем как «вещь, построенная в сонатной форме» [1, с. 152–153]. Об исключительной музыкальности чеховской прозы писали такие исследова- тели, как И. Эйгес [12], Н. Фортунатов [9], Я. Платек [6; 7]. Но не в меньшей степени, а, возможно, и в большей музыкальность Чехова проявилась в его драматургии. Так, исследователь Н. Ф. Иванова обратила внимание на роль ро- мансового начала в пьесе «Вишневый сад» [2, с. 560–565]. Н. П. Малютина со- поставила полилог данной комедии с музыкальной драматургией рубежа XIX– XX столетий и пришла к выводу о сложности полифонизма этой пьесы, кото- рый становится мощным средством драматургии и важнейшим средством ху- дожественного мышления [4, с. 553–559]. К. С. Станиславский подчеркивал, что Чехов как автор драматических произведений был не только поэтом и художником, но и музыкантом. Как от- мечает Е. С. Роговер, пьесы Чехова «были транспонированы в соответствии с ритмами его эпохи» [8, с. 197]. А по словам французского писателя Андре Моруа, «любая пьеса Чехова подобна музыкальному произведению… Создает- ся впечатление, что в свой театр он пытался перенести ощущение нежности, воздушной легкости, меланхоличной и хрупкой красоты» [5], присущее музы- кальным произведениям. По этой, видимо, причине драматургия Чехова притя- гивала внимание таких композиторов, как П. И. Чайковский и С. В. Рахмани- нов. Последний, например, создал на чеховские темы не только «фантазию для оркестра», но и романс «Мы отдохнем» на слова монолога Сони из IV действия

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=