Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 204 связей, участвующих в расшифровке метафорического образа, создается общая сема, которую можно определить как ‘негативное состояние (настроение), что эмоционально в представлении автора связано с обозначенным цветом спектра’; 5) возвеличивание («субъект оценивает объекта выше некоего стандарта и стремится увеличить его значимость путем указания на сверхполноту проявле- ния того или иного свойства» [там же, с. 115]): голубое царство, лазурная поэма . Голубое актуализирует семы и прямого – ‘светло-синий’ (поскольку речь идет о небе), и переносного значений (поскольку оно является средоточием ду- ховной жизни) – ‘идеальный’, ‘недостижимый’. Указанные компоненты вызы- вают в сознании образно-ассоциативный комплекс, который связан с данной реалией и отображает стереотипные для данного национально-языкового кол- лектива представления о том, что царства небесного достойны только лучшие. Таким образом, использование эмотивных языковых средств помогает пе- редать эмоциональное состояние лирического героя более объемно, образно, выразительно. С их помощью автор имеет возможность усилить воздействие текста на читателя. Но следует заметить, что мы обращали внимание лишь на отдельные языковые средства, которые использует субъект речи для выражения своей позиции. Конечно же, автор реализует целый комплекс средств, выявить которые может полный языковой анализ текста. Литература 1. Анненский, И. Ф. Стихотворения и трагедии / И. Ф. Анненский.– Л.: Сов. писатель, 1990 (Библиотека поэта, Большая сер.).– 3-е изд. 2. Кругликова, Л. Е. Виды эмоционально-оценочной окраски лексических и фразеологических единиц / Л. Е. Кругликова // Коммуникативно-прагмати- ческие аспекты фразеологии: Тез. докладов междунар. конф.– Волгоград: Пе- ремена, 1999.– С. 114–116. 3. Словарь русского языка АН СССР: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой.– М.: Русский язык, 1981–1984.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=