Университет XXI века: научное измерение 2016
Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 203 несовершенства. В стихотворении «Мысли-иглы» образ старого, больного, от- жившего дерева, являющегося неким выражением лирического Я поэта, противо- поставлен дереву высокому и гордому , которое придет на смену ушедшему. Эпи- тет чахлый подчеркивает близкую, неизбежную гибель дерева: «я – чахлая ель… северного бора… И снится мне, что когда-нибудь здесь же вырастет другое дере- во, высокое и гордое. Это будет поэт, и он даст людям все счастье, которое только могут вместить их сердца. Он даст им красоту оттенков и свежий шум молодой жизни… » [1, с. 213]. Таким образом, уничижительное описание субъекта уступает место одобрительным характеристикам – его восхищению, возвеличиванию; 2) брань («субъект выражает высшую степень недовольства объектом» [2, с. 115]). К данной группе мы отнесли: самодовольная музыка Верди . Употребление компонента самодовольный (‘полный довольства, любова- ния самим собой’) по отношению раннему творчеству Дж. Верди указывает на убеждённость композитора в своих достоинствах, любование собой и своим творчеством. Однако он ограничен эстетическими принципами романтизма, не- актуальными для модернистов: «Надуманное чувство, фальшивые ноты, само- довольная музыка Верди, ещё молодого…» [1, с. 215]; 3) порицание («по мнению субъекта объект сознательно нарушает опреде- ленные общественные нормы» [2, с. 115]): жидкий шелест берез, июльский день прошел капризно. Метафоризованный эпитет жидкий (шелест берез) – ‘неполноценный’, ‘невыразительный’, ‘редкий’, ‘тонкий и слабый’ – связывается в нашем пред- ставлении с шелестом, который издают тонкие, почти прозрачные, слабые ве- сенние ветви березы: «Такие вечера бывают только у нас, на севере, …среди жидкого шелеста берез. Они не кипарисы, конечно, эти белые, эти грешные бе- рёзы – они не умеют молиться, жизнь их слишком коротка для этого, ночи то- мительны, и соловьи столько должны сказать им от зари до зари» [1, с. 215]. Представление о грешности березы связано, вероятно, с ее участием в языче- ских обрядах. Кипарис же упоминался в христианской традиции и олицетворял вечную жизнь, был символом выносливости, в Библии упоминался как райское дерево. Таким образом, при сопоставлении березы и кипариса наряду с порица- нием используется такой эмоционально-оценочный подтип как укоризна («субъект полагает, что объект нарушил правила поведения по незнанию, неча- янно, и старается объяснить объекты его ошибку» [2, с. 115]). Эмоционально-оценочный компонент капризный - возможно, ‘напряжен- ный, доставляющий беспокойство, неприятности’. В стихотворении «Andante» капризный, ветреный и облачный день отражает душевное состояние, настрое- ние лирического героя, переживающего разрыв человеческих отношений, не- понимание близкого человека; 4) ирония («субъект, выражая иронию, стремится завуалировать свои нега- тивные чувства по отношению к объекту, но делает это так, чтобы объект дога- дался о них» [там же, с. 115]): ядовито-зеленая улыбка наступившего рассвета («Сентиментальное воспоминание»). Компонент ядовито-зеленая актуализирует переносное значение лексемы - ‘нездоровый’, ‘неприятный’, ‘язвительный и злобный’. За счет ассоциативных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=