Университет XXI века: научное измерение 2016

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 201 С. Ю. Ефимова, А. А. Зюзюкина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ И. Ф. АННЕНСКОГО Аннотация. Статья посвящена выявлению коннотативных смыслов, преобладающих в семантике компонентов стихотворного текста, и описанию специфики их функционирова- ния. Прагматический аспект анализа включает в себя проблемы, связанные с особенностями взаимодействия субъекта и объекта речи, и способы формирования у последнего разнооб- разных оценок: социальных, идеологических и ассоциативных. Ключевые слова: прагматический аспект, эмоционально-оценочная лексика, опорная лексема, метонимическое выражение, метафоризованный эпитет. Обращение к текстовым (языковым и неязыковым) способам выражения индивидуально-авторской позиции дает возможность наиболее полного осмыс- ления субъектно-образной структуры текста. Художественный текст представ- ляет собой продукт речевой деятельности, основным содержанием которого яв- ляется яркая прагматическая направленность – желание повлиять на этико- эстетические представления читателя. Данная цель может быть реализована при условии выбора определенных лексических средств, отвечающих некото- рым семантико-стилистическим характеристикам. В качестве объекта нашего исследования мы избрали языковые единицы, воплощающие эмоциональный мир лирического героя стихотворений в прозе Анненского («Мысли-иглы», «Andante», «Сентиментальное воспоминание», «Моя душа»). Наше исследование мы основывали на классификации Л. Е. Кругликовой, которая выделяет две большие группы эмоционально-оценочных помет: выра- жающих одобрение («субъект, выражающий одобрение, считает, что лицо, вы- зывающее данное отношение, соответствует его требованиям или требованиям социума по морально-нравственным, социальным, функциональным, эстетиче- ским и т. д. признакам» [2, с. 114]) и выражающих неодобрение («субъект, вы- ражающий неодобрение, полагает, что лицо, вызывающее данное отношение, не соответствует его требованиям или требованиям социума по морально- нравственным, социальным, функциональным, эстетическим и т. д. признакам» [там же, с. 114]). В каждой из этих групп выделяются подгруппы, различаю- щиеся степенью выраженности того или иного признака. Так, в группе помет, выражающих неодобрение, выделяются такие подтипы, как брань, уничижение, презрение, пренебрежение, порицание, укоризна, ирония. Группа помет, выра- жающих одобрение, подразделяется в свою очередь на следующие подтипы: шутка, поощрение, похвала, уважение, восхищение, возвеличивание, ласка. В качестве распространителей опорной лексемы, могут использоваться: а) качественные имена прилагательные и наречия, относящиеся к семантиче- ским группам «обозначение размера»: высокий, необъятное и бесконечное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=