Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 20 ной в значительной степени внутрь самого ребенка, а не фиксации на внешней обстановке его жизни. По С. Л. Рубинштейну [7], весь жизненный путь человека определяется системой базовых жизненных отношений: к самому себе, Другому и миру в це- лом. Человек вступает во взаимодействие с миром (авт.: поликультурным ми- ром), с одной стороны, как его часть; с другой – как познающий и преобразую- щий его субъект. Выдающийся советский психолог А. Н. Леонтьев [5], обращаясь к пробле- ме социальной обусловленности психики, подчеркивает, что в процессе своего индивидуального развития человек неизбежно вступает в «особые, специфиче- ские отношения с окружающим его миром предметов и явлений, которые соз- даны предшествующими поколениями людей». Круг непосредственного обще- ния человека составляет «ближайшая социальная среда», или «общественная группа», которая и оказывает на него то или иное влияние. Согласно В. А. Ясвину [9], качество образовательной среды определяется ее возможностями в плане удовлетворения основных потребностей возраста, среди которых можно выделить потребности в безопасности, признании, при- нятии, уважении, общественном одобрении и любви, в сохранении и повыше- нии самооценки . Н. И. Поливанова и И. В. Ермакова [6] отмечают, что образо- вательная среда реализуется в учебной работе учителя и детей, в их взаимодей- ствии на уроке и вне его, и является важным фактором эффективности психи- ческого развития учащихся. Понимая, что качество образовательной среды в современной школе не всегда способствует психологической безопасности детей, мы провели иссле- дование с целью определения уровня психологической безопасности школьни- ка в поликультурной образовательной среде и в выявлении критериев, влияю- щих на психологическую безопасность школьника. В нашем исследовании приняли участие 127 учеников 7–8-х классов в возрасте 13–14 лет, обучающих- ся в разных школах и проживающих на разных территориях, отличающихся ти- пом поселения, развитием промышленного производства и состоянием науки и культуры. Такими территориями были определены г. Тула (областной центр), г. Щёкино (районный центр) и деревня Н. Венёвского района Тульской облас- ти. Для удобства представления результатов будем обозначать участвующие в эксперименте школы (подвыборки) следующим образом: «1Г» (городская школа г. Тулы), «2Р» (районная школа г. Щекино) и «3С» (сельская школа Ве- нёвского района). Все школы, участвующие в эксперименте, являются поли- культурными и многонациональными. Количество учащихся некоренной на- циональности в данных школах составляет 35–65 %. Все эти школьники пос- тоянно проживают с семьями на тех территориях, где расположены школы, а родители имеют российское гражданство. Самый высокий процент детей- мигрантов приходится на сельскую школу Венёвского района (в нашем иссле- довании подвыборка «3С»). На основе анализа исследований по психологической безопасности лич- ности в качестве основных критериев психологической безопасности школьни- ка в поликультурной образовательной среде нами были выделены 1) удовле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=