Университет XXI века: научное измерение 2016

Пленарное заседание 19 учебного материала, развитие его психических и психологических свойств и ка- честв в соответствии с индивидуальными особенностями, адекватное отноше- ние к проблемам и трудностям, отсутствие боязни самостоятельности и, нако- нец, способствует его физическому и психическому здоровью. Ребенок, кото- рый испытывает страх перед школой, учителем, одноклассниками, который не защищен от психологического насилия,не способен продуктивно учиться инор- мально развиваться. Проблема психологической безопасности образовательной среды и субъ- ектов образовательного процесса активно разрабатывается в отечественной психологии. Теоретическое и прикладное развитие психологическая безо- пасность образовательной среды получила благодаря работам В. В. Рубцова, И. А. Баевой, Е. Н. Волковой, А. М. Константинова, В. А. Ясвина и др. Иссле- дователями доказано, что важным фактором, придающим образовательной сре- де развивающий характер, является её безопасность, для определения которой разработаны критерии психологической безопасности образовательной среды и описаны уровни защищенности участников образовательной среды от угроз и насилия. Тем не менее, можно констатировать недостаточную разработан- ность аспекта психологической безопасности школьника именно в контексте поликультурного образования. Идеи о необходимости развития личности ребенка в поликультурной среде мы находим еще в педагогических трудах Я. А. Коменского, И. Песталоцци, П. Ф. Каптерева, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. Например, Ко- менскому удалось создать проект социокультурных изменений и встроенную в него модель школы. Особое внимание в программе уделяется важности фор- мирования у детей способности выполнять взаимные обязанности, умения жить в мире с другими, уважать и любить ближнего [2]. П. Ф. Каптерев подчеркивал, что в воспитании следует обращаться «не к одному народу, а ко многим» и по- полнять «недостатки своего национального идеала … ценными чужими свойст- вами» [3]. Представление К. Д. Ушинского о личности ребенка основывается на принципе целостности, предполагающей не только систему знаний, но и сфор- мированные нравственные ценности, глубокое понимание смысла жизни, от- ношений между людьми, осознание своего места, желание и умение нести в мир согласие, любовь [8]. Для отечественной психологии традиционным является рассмотрение лич- ности во взаимосвязи с социальной средой. В обосновании данного тезиса зна- чительную роль играют идеи Л. С. Выготского. Ученый справедливо указывал, что главным недостатком является изучение среды в ее абсолютных показате- лях, безотносительно к ребенку, справедливо замечая, что одинаковая в абсо- лютных показателях среда является для детей различного возраста совершенно разной. В качестве единицы изучения среды Л. С. Выготский называет пережи- вание как единство личности и среды, представленное в развитии, как внутрен- нее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действитель- ности как индикатор того, каким образом тот или иной момент среды влияет на развитие ребенка. Л. С. Выготский отмечал, что среда определяет развитие ре- бенка через переживание среды и призывал к изучению среды как перенесен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=