Университет XXI века: научное измерение 2016
«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 186 Ю. В. Бобылёв, А. И. Грибков, Р. В. Романов, К. И. Чистякова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОСТЫЕ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ФИЗИКЕ Аннотация. В работе рассматриваются примеры постановки демонстрационного экс- перимента с использованием широко распространенных предметов из повседневного быта. Показывается возможность организации обучения студентов подготовке эксперимента в рам- ках самостоятельной работы. Ключевые слова: эксперимент, физика, наблюдение, демонстрация. Всем известно, что физика – наука экспериментальная. Её изучение, как в школе, так и в университете неразрывно связано с подкреплением теоретическо- го материала экспериментальными иллюстрациями. Но наша сегодняшняя реаль- ность такова, что не всегда у преподавателя есть оперативный или просто доступ к демонстрационному оборудованию. Либо присутствует недостаток аудиторного времени, препятствующий показу лекционных демонстраций в полном объеме. И тогда возникает дилемма: отказаться от эксперимента или сохранить его, изме- нив подходы к его реализации. Понятно, что первое абсолютно неприемлемо, осо- бенно если речь идет о подготовке студентов педагогического направления. Поэтому остановимся на втором варианте более подробно, но сначала сле- дует отметить, что задача просто показа демонстраций, с учётом выше сказан- ного, это только «полдела». Необходимо ещё обучить студентов ставить эти демонстрации самостоятельно. Только тогда можно будет говорить о качестве их подготовки. При этом, конечно, возникает вопрос: «А где взять время?». От- вет на него авторами уже был дан ранее, например, в публикациях [1, с. 267], [2, с. 189], [3, с. 19] – это эффективная организация самостоятельной работы студентов. Подобное активно претворяется авторами в жизнь и в настоящее время. Ниже приводимые примеры есть не что иное, как результат её реализа- ции. Итак, если у нас наличествует недостаток «фирменного» демонстрацион- ного оборудования, что же делать? Оказывается и из этой ситуации можно найти выход. Кроме того, следует отметить, что эксперименты, происходящие сис- пользованием неспециального оборудования, вызывают гораздо больший инте- рес у слушателей, чем лабораторное оборудование [4,с. 3], [5, с. 65], так как приближают ситуацию к реальной жизни, а если еще это можно повторить, так сказать, в домашних условиях, то интерес к таким демонстрациям растёт просто в геометрической прогрессии. Главное, чтобы эксперименты были эффектны. Рассмотрим далее несколько реальных простейших примеров из раздела «Геометрическая оптика». Реализаций их занималась в рамках написания кур- совой работы студентка 3 курса группы 120932 факультета МФИ направления «Педагогическое образование» Чистякова Кристина Игоревна. Следует заме-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=