Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 18 Т. И. Куликова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 1 Аннотация. В современном мире среда любой образовательной организации пред- ставляет собой спектр этносов, субкультур, соответственно, при определенном укладе можно говорить о ней как о поликультурной образовательной среде. Школьники, осознавая свою национальную самобытность, часто проявляют нетерпимость по отношению к представите- лям иной национальности, что создает угрозу психологической безопасности обучающихся. В статье представлены результаты исследования, направленного на определение уровня пси- хологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде и выявле- ние критериев, влияющих на психологическую безопасность школьника. В исследовании приняли участие 127 учеников 7–8-х классов в возрасте 13–14 лет, обучающихся в разных школах и проживающих на разных территориях, отличающихся типом поселения, развитием промышленного производства и состоянием науки и культуры. Ключевые слова: поликультурное образование, образовательная среда, психологиче- ская безопасность. Проблема поликультурности образования в современной России в послед- нее десятилетие обретает все большую актуальность в связи с усилением ми- грационных потоков вынужденных переселенцев, беженцев и трудовых ми- грантов. Развитие поликультурного образования актуально для «большинства территориальных единиц России – республик, краев и областей, для больших и малых городов и сельских поселений. Проблема поликультурности актуальна и для Тульской области. Согласно данным региональной службы статистики, начиная с 2005 г., миграция в Тульском регионе носит положительный харак- тер» [4]. Начиная с 2014 года, увеличился поток беженцев из Украины. Туль- ская область приняла более 5 тысяч приезжих, которые получили жильё и рабо- ту в областном центре, а дети – возможность обучаться в тульских школах. Вполне очевидно, что среди детей мигрантов оказались представители разных национальностей, иной культуры и других традиций. Независимо от того, что является причиной, проблема вынужденной ми- грации всегда ведет к изменениям в укладе жизни и социальном статусе се- мей, появлению и проявлению школьной дезадаптации у детей мигрантов, меж- национальной напряженности в группе сверстников. Все эти изменения сопро- вождаются эмоциональными переживаниями и нарушением психологического здоровья. Важным условием сохранения здоровья и обеспечения психологи- ческого благополучия детей является переживание ими психологической безопасности. Удовлетворение потребности в безопасности обеспечивает учащемуся та- кое психическое состояние, которое делает возможным хорошее усвоение 1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-16-71005 а/Ц).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=