Университет XXI века: научное измерение 2016

Информатика и математика 179 программа не является программным выражением алгоритма. Однако програм- ма всегда есть реализация алгоритма, только в логическом программировании само понятие алгоритма несколько трансформируется, выходит за строго очер- ченные рамки и охватывает не только действия, но и факты, выводы, рассужде- ния, правила, гипотезы. Логические программы реализуют алгоритмы, решаю- щие задачи внутри некоторой предметной области, порождая тем самым описа- ния сущностей этих областей и взаимосвязей между ними. В самом упрощенном виде любая логическая программа реализует логиче- скую модель представления знаний . Описание логической модели базируется на следующих положениях: 1. Логическая модель представления знаний обычно представляет собой совокупность правил, определяющих понятия и отношения между ними. 2. Правила в логическом представлении имеют вид: Р 0  P 1 , …, P n . где Р 0 , P 1 , …, P n – атомарные формулы, выражаемые некоторыми предикатами или отношениями. Р 0 называют целью , a P 1 , …, P n – телом правила . Предикаты P 1 , …, P n – это условия, которые должны быть выполнены, чтобы достижение цели Р 0 стало успешным. 3. Если n = 0 (тело пусто и отсутствуют предварительные условия дости- жения цели), то правило называется фактом. 4. Если правило имеет вид  P 1 , …, P n , то оно называется запросом . За- прос определяет множество таких объектов, при которых правило истинно. 5. Знания, которые могут быть представлены с помощью логики предика- тов, являются либо фактами , либо правилами . При использовании логических методов сначала анализируется структура предметной области, затем выбираются соответствующие обозначения и в заклю- чении формируются логические формулы, представляющие собой закономерности рассматриваемой области. Множество таких формул является логической про- граммой, содержащей информацию о предметной области, а совокупность логиче- ских формул, состоящую из запроса, множества предложений программы и интер- претатора языка, можно рассматривать как алгоритм решения задач приложений. Изложенные положения раскрывают сущность изучения логического про- граммирования как одной из составляющих содержания учебной дисциплины «Системы искусственного интеллекта» и доказывают необходимость его изу- чения будущими программистами. Кроме того, способность использования знаний основных концептуальных положений функционального, логического, объектно-ориентированного и визуального направлений программирования вы- ступает одной из ведущих компетенций математика-программиста [1, с. 5], что определяет успешность его будущей профессиональной деятельности. Литература 1. Федеральный государственный стандарт высшего образования: уровень высшего образования бакалавриат, направление подготовки 02.03.03 Матема- тическое обеспечение и администрирование информационных систем/ Доступ- но по ссылке: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/020303.pdf

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=