Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 169 тивные ошибки мешают партнерам понять друг друга, ухудшают их взаимоот- ношения, вызывают отрицательные эмоции: злость, протест и раздражение. Та- ким образом, коммуникативные ошибки, уже в самом начале разговора приво- дят к его психологическому прекращению – партнеры перестают слушать и по- нимать друг друга, перестают интересоваться смыслом разговора и реагируют только на то, что их задевает. При изучении дисциплин психолого-педагогического цикла студенты знако- мятся с технологиями педагогического общения, понятием конфликта в педагоги- ческой деятельности, его конструктивными и деструктивными последствиями. Профессиональные компетенции подготовки бакалавров «Педагогического образования» подчеркивают значение, которое уделяется в квалификционных характеристиках выпускника готовности к организации практического взаимо- действия с участниками образовательного процесса: владеть конструктивными способами взаимодействия в конфликте в зависимости от его предмета и соци- ально-психологических характеристик участников (ПК-6) [2]. В процессе изучения дисциплины «Психологические основы конфликта в педагогической деятельности» нами было проведено тестирование студентов III курса по методикам: методика самооценки конфликтности С. М. Емельяно- ва; оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера); экспертное оцени- вание конфликтных ситуаций. В группе из 27 респондентов было выявлено 16 человек, результаты тестирования которых указывают на склонность избе- гать конфликтные ситуации и демонстрируют умеренный и низкий уровень аг- рессивности, у 9 человек результаты соответствуют выраженному уровню кон- фликтности при умеренном (у 7 респондентов) и высоком уровне агрессивно- сти (2 человека), у 1 участника выявлена высокая степень конфликтности при умеренном уровне агрессивности и 1 респондент набрал максимальное количе- ство баллов по степени выраженности конфликтности при умеренном уровне агрессивности, что свидетельствует о его замкнутости, склонности к проявле- нию агрессии, которую он тщательно контролирует и подавляет. Таким образом, диагностика, проведенная по тестовым методикам, показа- ла, что в группе будущих учителей большинство ориентированы на социально одобряемый норматив конфликтного поведения, призванного ослабить конф- ликтное напряжение и конструктивно решить существующее противоречие. Однако, при ролевой реконструкции конфликтных педагогических ситуа- ций, было выявлено, что внутренняя установка на сотрудничество и конструк- тивное решение не подкрепляется адекватными коммуникативными навыками. Испытывая затруднения в организации диалога, участники тренинга переходи- ли к комментированию своих реплик, объясняя смысл и мотивацию высказыва- ния. Маркером для прекращения диалога для большинства участников являлась реакция партнера, противоречащая их ожиданиям. С помощью метода экспертного оценивания были выявлены наиболее ти- пичные коммуникативные ошибки студентов: – вопросы, на которые не нужно или невозможно ответить; – советы (приказы); – ложная аргументация;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=