Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 168 А. А. Яковлева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Аннотация. В статье рассмотрена взаимосвязь между коммуникативной компетентно- стью учителя и особенностями его конфликтного поведения. Выявлены наиболее типичные коммуникативные ошибки, имеющие высокий конфликтогенный потенциал. Ключевые слова: педагогическое общение; конфликтное поведение; барьеры общения; коммуникативные ошибки; педагогическая ситуация. Общение относится к наиболее значимым потребностям человека. Разви- тие личности полностью зависит от того, как реализуется эта потребность, ка- кое место занимает общение в его жизни, с кем он общается, каков круг и ха- рактер общения, каково отношение общающихся к ребенку и ребенка к ним. Учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и полифункциональные отношения с учащимися, их родителя- ми, коллегами. Через общение педагог организует деятельность детей, оценива- ет ее эффективность, помогает преодолеть трудности, оказывает поддержку. Низкая культура общения, отсутствие у педагога навыков профессионально- педагогического общения являются серьезным препятствием для эффективного взаимодействия. При этом специфика педагогического общения подразумевает готовность к действиям в ситуациях, плохо поддающихся прогнозированию, так как их ди- намика зависит от многочисленных факторов субъективного характера – эмо- ционального состояния участников, их мотивации, наличия или отсутствия свидетелей и т. д. Более того многие из этих ситуаций имеют высокий кон- фликтный потенциал, который в зависимости от реакции педагога получит кон- структивную или деструктивную реализацию. При разрешении педагогических ситуаций учителя нередко мотивированы стремлением упрочить собственный авторитет, продемонстрировать социаль- ное доминирование, выразить раздражение по поводу поведения ребенка, т. е. одержать победу в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его от- ношение к себе и взрослым. Таким образом, даже конструктивный, с точки зре- ния учителя, исход конфликтной ситуации, для ученика может иметь совсем другие смыслы. Реакция учителя проявляется в его коммуникативном поведении, которое, с одной стороны, зависит от личностных и профессиональных особенностей самого педагога, с другой – является средством педагогического общения. При этом педагог не всегда учитывает, как его коммуникативное поведение влияет на ученика. Допущенные в организации педагогического общения коммуника-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=