Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 167 – экспертиза образовательной среды на основе критериев: модальности, широты, интенсивности, осознанности, устойчивости, эмоциональности, обоб- щенности, доминантности, когерентности, мобильности). Этот алгоритм студенты анализировали на занятиях, изучая элективный курс «Проектирование психологически безопасной образовательной среды». В период педагогической практики студенты применяли методики, позво- ляющие оценить степень психологической безопасности школьной среды: ме- тодика диагностики межличностных взаимоотношений Т. Лири; исследование уровня школьной тревожности учеников Филлипса; опросник «Психологиче- ская безопасность образовательной среды» для подростков. Особо значимы в подготовке выпускников к проектированию психологиче- ски безопасной среды были игровые технологии, наиболее адекватные специфи- ке студенческого возраста, ориентированные на развитие самостоятельности, инициативности, креативности, критичности, независимости молодых людей. В процессе изучения «Общей психологии», «Социальной психологии», «Педагогической психологии», «Конфликтологии», «Специальной психологии» разнопланово использовалось игровое моделирование. Анализ профессиональ- ных ситуаций, проведение групповых дискуссий, ролевых игр помогло буду- щим учителям осмыслить собственные нежелательные действия, оценить влия- ние на детей своих негативных эмоциональных состояний и провоцирующих реакций. Опыт, полученный студентами в процессе изучения психологических дис- циплин, переносится в квази-профессиональную деятельность в ходе производ- ственной практики. Первоначально полученные результаты дают нам основание утверждать, что подготовка выпускника к проектированию психологически безопасной образовательной среды – это необходимое, хотя и недостаточное условие приближения к школе, в которой права, интересы, способности, запро- сы ребенка, его физическое и психическое здоровье воспринимается как основ- ная ценность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=