Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 166 – низкий уровень ситуативной тревожности школьников. Эффективный учитель должен не только знать основные индикаторы пси- хологически безопасной среды, но и уметь проектировать пространство, отве- чающее характеристикам безопасности. Особого внимания требует ценностный компонент подготовки студентов к взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями физического и психического здоровья, со школьниками-инофонами, представителями раз- личных национальностей, культур, религий. Проектирование среды – это целенаправленная деятельность учителя по определению вариантов развития и целенаправленного изменения образов а- тельного пространства класса. В центре гетерогенной образовательной среды должна находиться личность ребенка. Поэтому естественно и закономерно, что первый этап проектной деятельности учителя – психодиагностический. Выпускник университета (совместно со школьным психоло гом) должен быть в состоянии осуществлять диагностические процедуры и на основе анализа полученных результатов выстраивать стратегию проектирования, оп ределять потенциал развития, делать предварительный прогноз. Следующий этап свя- зан с выбором и обоснованием оптимальных технологий, форм, методов про- ектирования. Затем следует непосредственная подготовка к реализации в ы- бранных способов повышения психологической безопасности и далее реали- зация намеченной программы. Завершающим этапом является экспертно - оценочный. Студенты убеждаются, что проектирование гетерогенной образовательной среды начинается с диагностики, с выяснения исходного уровня психического и физического состояния детей, степени их обученности, особенностей мотива- ции, статуса ребенка в группе. Учитывая значимость диагностических компетенций в подготовке буду- щего учителя к проектированию психологически безопасной среды, мы разра- ботали задания для студентов по самодиагностике, взаимодиагностике, интер- претации результатов использования диагностического инструментария на производственной практике, анализу возможных причин девиантного поведе- ния детей. В период педагогической практики студенты применяли методики, позволяющие оценить степень психологической безопасности школьной среды конкретной образовательной организации. Нам представляется достаточно обоснованным алгоритм проектирования среды, предложенный В. А. Ясвиным: – определение образовательной идеологии и стратегии ее реализации; – выделение целей и задач на основе функций образования: предметно- деятельностной, стимулирующей личностное развитие и обеспечение функцио- нальной грамотности; – определение содержания образовательного процесса с учетом иерархии потребностей личности; – технология организации взаимодействия; – пространственно-предметная организация; – социальная организация;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=