Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 165 рогенного пространства. Проблема безопасности резко обостряется в совре- менных условиях инклюзивного обучения в различных образовательных орга- низациях. Для реализации потенциала каждого ребенка, раскрытия его способ- ностей и талантов необходима атмосфера психологической безопасности. Од- ной из негативных тенденций современной образовательной ситуации является повышение уровня тревожности, неуверенности, как у педагогов, так и у уче- ников. Принуждение, давление, унижение и оскорбление ребенка учителем – это школьная повседневность, имеющая серьезные последствия не только сего- дня, но и, возможно, в будущем. Снижение уровня психологического насилия становится основным на- правлением в создании психологически безопасной образовательной среды. Анализ реальной ситуации в тульских школах показал, что практически в каж- дом классе в единое пространство интегрированы дети с особыми образова- тельными потребностями (дети из семей мигрантов, школьники различных на- циональностей, культур, конфессий, дети с отклонениями в поведении, одарен- ные дети, учащиеся с ограниченными возможностями физического и психиче- ского здоровья). Сегодня гетерогенность из второстепенной, дополнительной ха- рактеристики среды стала ведущей, обуславливающей ее специфику. Гетероген- ный состав групп может рассматриваться как модель общества в миниатюре. Ценность гетерогенных групп состоит в том, что только в этих условиях можно сформировать у школьников компетенции «учиться жить вместе» и «учить- ся быть». В условиях гетерогенной среды школьники могут более успешно рас- крыть свои таланты. Однако учитель должен принимать во внимание, что гете- рогенность может способствовать изоляции отдельных членов группы. В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации, как правило, сильнее, частота конфликтов выше, чем в гомогенных группах. Поведение учителя, работающего в гетерогенной образовательной среде, в значительной степени определяется аксиологическими ориентирами и ценно- стными смыслами его ментальности. Стандарт «Педагог» требует от педагога осуществлять воспитательную деятельность «с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей». В какой степени выпускник педагогического университета готов к проек- тированию психологически безопасной гетерогенной образовательной среды? Ответ на этот вопрос связан, прежде всего, с аксиологическим аспектом компе- тентности начинающего учителя. На занятиях по педагогической и социальной психологии студенты рассмат- ривают основные индикаторы психологически безопасной школьной среды: – позитивное самочувствие ребенка в учебном процессе; – отсутствие у школьников страха перед учителями; – доверительные отношения ребенка и педагога; – готовность детей задавать учителям вопросы; – критичность, креативность, автономность, самостоятельность; – готовность школьника отстаивать свое мнение, открыто выражать собст- венную позицию; – высокая степень удовлетворенности детей условиями школьной среды;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=