Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 164 И. А. Югфельд Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ГЕТЕРОГЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ * Аннотация. В статье проанализированы пути присвоения студентами феномена пси- хологической безопасности как важной профессиональной ценности. Показана особая зна- чимость психологической безопасности для гетерогенных групп. В процессе изучения пси- хологических дисциплин студенты рассматривают этапы, условия, факторы эффективного проектирования гетерогенной образовательной среды. Полученный опыт переносится буду- щими бакалаврами и магистрами в квази-профессиональную деятельность в период произ- водственной практики. Ключевые слова: аксиология, профессиональные ценности, студент, психологическая безопасность, проектирование, гетерогенная образовательная среда. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе, воспи- тание свободной личности, осознающей взаимозависимость своих прав и обя- занностей, в значительной степени зависит от аксиологической культуры учи- теля. Для успешной профессиональной деятельности выпускника важно, чтобы феномен «психологическая безопасность образовательной среды» был включен в его личностную аксиосферу. Только рассматривая психологическую безопас- ность как необходимую составляющую образовательного процесса, учитель будет осуществлять целенаправленные действия по ее проектированию. Зани- мая приоритетные позиции в системе ценностных ориентаций студента, знания об опасностях и рисках образовательной среды станут действенным инстру- ментом в будущей профессиональной деятельности. Студенческий возраст является наиболее сензитивным для присвоения ценностных приоритетов, для коррекции профессиональной аксиосферы. В этом возрасте обостряется осознание молодым человеком своей индивиду- альности, неповторимости, непохожести, происходит становление самосозна- ния как «Я-образа». Образовательный процесс университета выступает важ- нейшим ресурсом, позволяющим студентам успешно присвоить понятие «безо- пасная образовательная среда» как значимую профессиональную ценность. Психологическая безопасность школьников и педагогов представляет со- бой специфическое эмоциональное состояние, связанное с переживанием бла- гополучия, комфорта, с отсутствием тревожности и страха. Образовательная среда воспринимается как безопасная, если к ней позитивно относятся все включенные в нее субъекты, если достаточно высок индекс их удовлетворён- ности взаимодействием и общением. Традиционно безопасность рассматривалась в контексте однородной обра- зовательной среды, практически отсутствуют исследования безопасности гете- * Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №16-26-01007 а (м)).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=