Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 160 нен причину креативности видеть в плохой регуляции мыслительного процесса, в неумении владеть качественным «просеиванием» идей. Г. Домино показал, что креативные дети имели матерей с патологическими личностными особенностями. Но есть исследователи, которые, напротив, отме- чают у высококреативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам. Так, Ф. Бэррон и Р. Кеттелл нашли, что среди креативных реже встречаются психозы, чем у населения в среднем, но чаще замечаются эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонность к самоубийству. Ф. Бэррон объяснил это большей чув- ствительностью к окружающей среде. Нет единой точки зрения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, моти- вация креативных способностей основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что в современных исследова- ниях зарубежных психологов креативность рассматривается как исключитель- ный тип интеллектуальных способностей, имеющий следующую специфику:  она связана с творческими успехами личности, но суть этого свойства пока до конца не изучена;  её невозможно рассматривать независимо от интеллекта в понимании за- рубежных психологов;  до сих пор мы не можем с уверенностью утверждать, что существуют на- дежные способы диагностики креативности. Литература 1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / М. К. Акимова; Под ред. М. К. Акимовой.– СПб.: Питер, 2005. 2. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / К. М. Гу- ревич.– М., 1997. 3. Макарушина, Е. Н. Феномен креативности и творчества в современной системе высшего образования [Электронный ресурс] / Е. Н. Макарушина // Фун- даментальные исследования.– 2011.– № 12–3.– URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.09.2016). 4. Шумакова, Н. Б. Развитие способностей учителя к оценке творческого потенциала учащихся / Н. Б. Шумакова // Психология личностно-професси- онального развития: современные вызовы и риски: XII междунар. науч.-практ. конф.; Под ред. Л. М. Митиной.– М.: Изд-во «Перо», 2016.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=