Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 159 ность на критику и логику в суждениях, как считают многие, может препятс т- вовать генерации новых идей. Если вместо измерений по тестам использовался другой способ оценки креативности – по уровню творческих достижений в том виде деятельности, ко- торым занимались испытуемые, – то получали однозначные результаты, свиде- тельствующие о дихотомии креативности и интеллекта. Такие данные были по- лучены на группах архитекторов, художников, математиков, писателей. Психологи далеко не единодушны в признании креативности особым каче- ством, специфическим проявлениям общих способностей. Так например, Н. Марш, Ф. Верной, С. Берт и др., считают, что креативность представляет собой важнейший аспект интеллекта, который нельзя измерить традиционными тестами. Эту позицию подкрепляют результаты некоторых исследований, вы- являющие связь креативности с прошлым опытом, спецификой усвоенных зна- ний и навыков, особенностей окружающей среды. Например, Э. Оглетри и В. Юла- ки, доказали, что оценивание креативности является функцией социоэкономи- ческого положения. Во многих странах ребята, принадлежащие к привилегиро- ванному классу, получили оценки по тестам выше креативности, чем их свер- стники из других классов. Д. Гуднау показал, что обучение детей активному манипулированию предметами приводит к более нестандартному их использованию. В. Уорд в своем исследовании увеличил число дивергентных ответов у детей, поместив их в богатую информацией среду. Зависимость оценок креативности от окружающей среды позволяет, воздей- ствуя на последнюю, формировать креативность, развивать ее. Как показывают исследования, окружающая среда должна отличаться богатством информации и большой свободой, вольной атмосферой. Так, Ф. Хеддон и Г. Литтон обнаружи- ли более высокие оценки креативности у учащихся школ, отличающихся нефор- мальной атмосферой и организацией обучения по сравнению с более формальны- ми школами. Так же было отмечено, что развитие креативности зависит от осо- бенностей культуры, от традиций и ценностей, поддерживаемых обществом. Данные указывают на большую роль личностных особенностей в развитии креативности. Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включен- ным в это свойство. В отношении личностных особенностей, связанных с креа- тивностью, результаты разных исследователей схожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, не при- знавание социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных от не креативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о существо- вании общего типа креативной личности, в отличие от типа личности некреа- тивной. Интересно, что исследования, проведенные на детях и молодежи, пока- зали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпада- ют. Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на ос- новании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте. Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения связа- ны с неврозами и патологией мозга и нервной системы. Так, Л. Кронбах скло-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=