Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 158 Начиная с 1954 г. Дж. Гилфорд и его коллеги пытались обозначить креа- тивность с помощью познавательных процессов и оригинального мышления, в результате чего выделили 16 гипотетических интеллектуальных способно- стей, характеризующих креативность. «…Среди них такие:  беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);  гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);  оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от обще- признанных взглядов);  любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);  способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая неза- висимость реакции от стимула);  фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией)» [2]. Дж. Гилфорд в своих работах объединил эти способности в общее понятие «дивергентное мышление», проявляющееся в проблемной ситуации, когда не существует заранее известного, зафиксированного пути решения (в отличие от «конвергентного мышления», которое ориентируется на принятое или «подхо- дящее» решение проблемы). Исследуя различные особенности представляющие интеллект и креативность, измеряемые традиционными тестами IQ и специаль- ными тестами, ученые получили противоречивые результаты. Анализ работ показал различные результаты, в одних работах подтверд и- лось предположение о высокой корреляции IQ и показателей креативности, а в других – прямо противоположные. Такие результаты были получены, по мнению исследователей, из-за не достаточной разработанности диагностик, поэтому в ряде случаев отсутствовали значимые взаимосвязи между разли ч- ными показателями этого свойства. Главной причиной отличия выборок является то, что в одних видах работ участвовали субъекты с уровнем IQ выше нормы, в других – согласно норме, в третьих – со смешанным уровнем IQ с большим разбросом показателей тестов интеллекта. Подвергнув анализу результаты эксперимента, с учетом данных условий, психологи выявили: корреляцию между показателями тестов IQ и креативности существует. Эту взаимосвязь можно представить таким обра- зом: при IQ среднего значения наблюдается линейная связь с креативностью, т.е. с увеличением IQ, возрастает показатель креативности. Однако в случае, если показатель теста IQ превышает верхнюю границу нормы, то взаимосвязь с креативностью не прослеживается. Таким образом, очевидно, что креативность проявляется при достаточно высоком уровне умственного развития. При этом личность обладает достаточ- но большим объемом знаний, сформированным логическим мышлением, и дальнейшее увеличение объема уже не влияет на формирование креативн о- сти. Более того чрезмерно высокий уровень интеллектуальности нередко с о- провождается снижением креативности, что связано со специфической на- правленностью личности – на обучение, на присвоение новой информации, ее осмысление, систематизацию, анализ, критическую оценку. Такая направле н-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=