Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 157 К. Ю. Цибулина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФЕНОМЕН КРЕАТИВНОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Аннотация: в статье рассматриваются различные подходы в отечественной и зарубеж- ной психологии понимания сущности и структуры креативности. Ключевые слова: креативность, творческие способности, мотивация, мышление. С повестки дня не уходит вопрос о развитии креативных способностей личности, это связанно с высокотехнологичными потребностями общества с одной стороны, и с другой – с изменениями, происходящими в системе обра- зования. Ключевым фактором в развитии креативности является не только лич- ностные характеристики, но и среда. Сам термин креативность (от лат. creatio – создание, сотворение), является аналогом понятия «творческие способности», что связывает нас с творчеством, творческой деятельностью, которая порождает нечто новое. Несмотря на важ- ность и большую историю, проблемы творчества, творческих способностей все еще недостаточно разработаны. Сложность исследования креативности заклю- чается в том, что невозможно зафиксировать момент инсайта методами психо- диагностики, достаточно сложно предсказать, когда у субъекта творческой дея- тельности могут возникнуть новые, нестандартные решения проблемных си- туаций. Довольно долго творческие достижения человека объясняли высоким уровнем различных способностей, но творческие способности не выделяли как особый вид, и ставили в параллель с интеллектом. Началом изучения креативности как особой характеристики человека ста- ли полученные в 50-е гг. 20 века данные об отсутствии корреляции между ре- зультатами тестов интеллекта и качеством решения проблемных ситуаций. Л. Терстоун и Дж. Гилфорд зафиксировали, что творческие возможности и спо- собности к обучению не являются тождественными. Л. Терстоун проанализировал насколько способность быстро усваивать и перерабатывать новую информацию влияет на уровень креативности. Он вы- яснил, что большую роль в творческих успехах играет индуктивное мышление, некоторые особенности восприятия и состояние субъекта (творческие решения чаще приходят в момент расслабления, рассеянного внимания, но не в момент сосредоточения над проблемой). После исследований Л. Терстоуна, креатив- ность начали воспринимать, как способность создавать новые идеи, непосред- ственно связанную с творческими достижениями. Зарубежные ученые изучают креативность в двух аспектах. Первый аспект показывает зависимость креативности от интеллекта, измеряя динамику уров- ней творчества и степень развитости познавательных процессов. Второй аспект представляет психологические особенности личности, её установки, ценности и мотивацию как важнейшую сторону креативности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=