Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 154 в образовательном учреждении безопасных условий труда, защиту от всех видов дискриминации. Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давнюю историю в психолого-педагогических исследованиях. Этой теме посвящено большое количество публикаций, в частности о ней писали Б. Г. Анань- ев, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, В. Н. Панферов, С. Л. Ру- бинштейн, В.И. Слободчиков и др. Вопросу изучения образовательной среды в современной психолого- педагогической науке посвящено достаточно много разнообразных исследова- ний. А именно, рассматриваются взаимосвязи культурологических моделей об- разования и образовательной среды, проводится анализ исследований взаимо- отношений по схеме «ребенок-среда», приводятся исследования взаимосвязей предметной среды школы и эмоционального состояния её субъектов. Изучали проблему создания необходимых условий, при которых образователь- ная среда будет психологически более безопасной, такие учёные как Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. В. Дубровина, Б. Краус, Б. Ф. Ломов, В. А. Левин, А. А. Ре- ан, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин, В. А. Ясвин и другие. Существенный интерес для изучения социально-психологической безопасно- сти образовательной среды представляют работы А. Г. Асмолова, А. И. Донцова, В. В. Рубцова, А. Л. Свенцицкого, И. Р. Сушкова, Н. П. Фетискина и другие. Г. Ю. Беляев, анализируя содержание определений и описаний образова- тельной среды, определяет её общие, типологические признаки, выделяемые большинством исследователей [1, с. 24]. Во-первых, образовательная среда лю- бого ранга является сложным и многокомпонентным объектом. Во-вторых, она существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в аспекте конкретной социокультурной и мировоз- зренческой адаптации человека к обществу, а общества – к человеку. В-третьих, образовательная среда обладает широким спектром модальности и включает разнообразные типы и виды локальных сред различного, порой и взаимоисклю- чающего качества. В-четвертых, она является процессом диалектического взаимодействия социального, пространственно-предметного и психодидакти- чеекого компонентов. И, наконец, в-пятых, образовательная среда может вы- ступать не только как условие, но и как средство воспитания (как общественное явление), обучения (как предмет совместной педагогической деятельности) и развития (социального индивида в личность, общности в общество). Основной характеристикой измеряющей безопасность, на наш взгляд, мо- жет являться тензионность (от англ. tension – напряжение). Данный показатель присущ любым состояниям, в результате того, что волевое регулирование не- обходимо в осуществлении любого поведения и деятельности. Шкала напря- жённости имеет две крайности: с одной – расслабленность, свобода, психоло- гический комфорт, непринужденность в действиях, с другой – скованность, за- жатость, внутренние терзания, ощущение несвободы. Что касается образовательной среды, то обеспечение её психологической безопасности может осуществляться как на организационном, так и на профес-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=