Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 153 Ю. В. Харланова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГЕТЕРОГЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА  Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме психологической безопасности гетерогенной образовательной среды. На основе анализа литературы автором описываются общие признаки образовательной среды, требования к ней. Он подчёркивает, что основной ха- рактеристикой образовательного пространства должна быть гетерогенность и рассматривает пути обеспечения безопасности окружающей образовательной среды в учебном заведении. Ключевые слова: психологическая безопасность, гетерогенная образовательная среда, гетерогенность. В современном обществе проблема безопасности всё больше приобретает решающее значение. Изменения, происходящие в государстве, приводят к из- менениям в жизни каждого человека: с одной стороны создают новые возмож- ности для самореализации, с другой – увеличивают психологическую напря- женность, дезорганизуют. Как научный термин понятие «безопасность» используется в множестве наук: в политологии, социологии, психологии и педагогике. В широком смысле оно предполагает некое «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества или государства от внутренних и внешних угроз» [3, с. 24]. В психологии под психологической безопасностью понимают «состояние со- хранности психики, которое определяется поддержанием определенного балан- са между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ре- сурсами или с помощью защитных факторов среды» [3, с. 24]. Обеспечить пси- хологическую безопасность личности становится намного легче, если она функционирует в психологически безопасной среде. Образовательная среда учебного заведения является элементом окру- жающей среды как взрослого человека, так и ребёнка, и представляет собой комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становле- ние личности. Учебные заведения являются социальными институтами об- щества, и возникает необходимость обеспечить психологическую безопас- ность участников образовательной среды. Это соответственно приведёт к снижению числа стрессовых и конфликтных ситуаций в педагогической практике. Психологизация образовательной среды обеспечивает поддержа- ние и укрепление психологического здоровья всех участников, обеспечение  Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №16-26-01007 а(м)).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=