Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 152 сти, гибкости будущего учителя способствовало моделирование педагогиче- ских ситуаций, включение в образовательный процесс сюжетно-ролевых и де- ловых игр. Проигрывание педагогических ситуаций помогало студентам оце- нить способы общения с детьми, которые нуждаются в индивидуальной под- держке (дети-инофоны, одаренные дети, тревожные, агрессивные, школьники с особыми образовательными потребностями). Анализ профессиональных си- туаций, проведение групповых дискуссий, ролевых игр помогли будущим учи- телям оценить влияние на детей своих негативных эмоциональных состояний. Особое внимание уделялось отработке у студентов приемов «активного слуша- ния» и техники «Я-сообщений», продуктивных способов замечаний. На семи- нарских занятиях по курсу «Конфликтология» студентам предлагалось также вспомнить и проиграть свои собственные школьные конфликты, которые воз- никали у них в учебной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми. Доброжелательная атмосфера занятий, обстановка защищенности и доверия, применение игровой символики и атрибутики, включение элементов тренинга способствовало развитию толерантности, критичности, креативности будущих педагогов. Существенна роль игры в развитии способности будущих учителей к саморегуляции, в формировании эмоциональной стабильности – качеств, без которых невозможно продуктивное взаимодействие с детьми в гетероген- ном пространстве. Развитие субъектной позиции студента не ограничивается учебным процес- сом. Существенные возможности для стимулирования субъектных характеристик личности предоставляет внеаудиторная работа: включение студентов в художест- венную, научно-исследовательскую, волонтерскую, спортивную, проектную дея- тельность. Участие во внеаудиторной работе создает широкое поле для развития таких характеристик субъектности будущего специалиста как пластичность, гиб- кость поведения, креативность, избирательность, критичность мышления. Важное условие развития субъектной позиции студента – создание ситуа- ции успеха. Ситуация успеха в учебной и внеаудиторной деятельности пози- тивно влияет на повышение самооценки студентов, на развитие их мотивации. Нередко развитие субъектности тормозит личностный опыт школьных неудач, имеющийся у студента, при этом формируется чувство интеллектуальной огра- ниченности, индивидуальной неполноценности. Целенаправленная работа по развитию субъектной позиции студента в процессе обучения в университете дала определенные позитивные результа- ты. Повысился уровень инициативности, ответственности, креативности, авто- номности, критичности мышления будущих учителей, их эмоциональной ста- бильности, готовности к саморегуляции, то есть, характеристик, без которых нельзя осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми в гетерогенной образовательной среде. Литература 1. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс].– URL: http://минобрнауки.рф/documents/3071/file/1734/12.02.15- Профстандарт_ педаго- га_(проект).pdf (дата обращения: 23.08.2016).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=