Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 151 люди разного возраста: вчерашние выпускники школ и достаточно взрослые люди, получающие второе или третье высшее образование. Единое образова- тельное пространство обогащает коммуникативный и социальный опыт буду- щих педагогов, включает их в систему многообразных деловых и межличност- ных отношений. Развитию самостоятельности и инициативности студентов способствует также современная тенденция сокращения доли лекционных занятий с одно- временным увеличением числа семинаров, лабораторных работ, дисциплин по выбору. Становление субъектной позиции будущих педагогов связано с развитием у них чувства внутренней свободы. В технологическом аспекте – это, прежде всего, создание на семинарских и лабораторно-практических занятиях ситуаций выбора, включение каждого студента в коммуникативную деятельность по обоснованию собственного варианта выбора. Ситуации выбора увеличивают степень свободы студента, стимулируют его ответственность, обогащают жиз- ненный опыт. Например, студенты выбирали: вопросы к семинарским заняти- ям; задания для самостоятельной работы; базы производственной практики; те- мы рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций; форму представления выполненных заданий (выступление, уча- стие в дискуссии, разработка сценария, презентации, написание эссе, подго- товка портфолио). От учителя, работающего с детьми различных национальностей, культур, конфессий, разного состояния физического и психического здоровья требуется особая ответственность, готовность осуществлять продуманный выбор. Про- фессиональная ответственность является важным регулятором профессионально- го поведения. Предоставляя студентам право выбора, мы побуждаем будущих специалистов, принимая определенные обязательства, гарантировать достиже- ние результата. Ответственность предполагает: добровольное, самостоятельное принятие обязательств; обеспечение условий, необходимых для достижения ре- зультатов; готовность идти на риск, прогнозируя последствия своих действий. При недостаточном уровне ответственности студенты склонны к поведению, связанному с «избеганием неудач», с ориентацией на внешние оценки, на мне- ние группы, на постоянный контроль со стороны преподавателя. Низкий уро- вень ответственности связан с конформизмом, с неуверенностью в своих воз- можностях, с заниженной самооценкой. Оптимальный уровень ответственности предполагает адекватные самооценке притязания, уверенность в себе, стремле- ние помочь другим. Ценность ответственности как профессионального качества связана с тем, что молодой специалист берет на себя ответственность за спосо- бы преодоления неудач. Для адресного развития субъектной позиции студента в университете ши- роко используются диалоговые, проектные, компьютерные, тренинговые, игро- вые технологии, ориентированные на обмен информацией, чувствами, ценно- стями. Использование игровых технологий при изучении студентами таких курсов как конфликтология, социальная, возрастная, педагогическая психоло- гия позволило стимулировать их субъектную позицию. Развитию толерантно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=