Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 150 способен к самосовершенствованию: он не только осваивает мир своей профес- сии, но и корректирует, изменяет себя как профессионала. Субъектность как качество личности студента связано с его способностью осознать свои возмож- ности, притязания, свободу выбора, маневра, риска. Становление субъекта рас- сматривается психологами как обретение индивидом свободы, превращение его в личность, которая способна изменять себя и окружающий мир на основе убежде- ний и опыта. Субъектность выступает как способность человека вести себя неза- висимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств (и даже во- преки неблагоприятным факторам), руководствуясь при этом собственными цен- ностями. Психологи убеждают, что субъектность обогащает внутренний мир че- ловека интеллектуально и эмоционально, стимулируя развитие его рефлексии. Учитель сам ставит цели, оценивает свои ресурсы, анализирует пути дос- тижения целей, несет ответственность за последствия их реализации. Для вы- пускника университета важно уметь выстраивать субъектные отношения с каж- дым ребенком с учетом его академической успешности, состояния здоровья, социального статуса, уровня психического развития. Необходимо также осоз- нать вызовы гетерогенной образовательной среды и ее позитивный потенциал, понимая, что это – модель современного общества и дети учатся жить в мульти- культурном пространстве. Однако реальная школьная практика убеждает, что учитель не обладает достаточными ресурсами для успешной профессионально-педагогической дея- тельности в условиях гетерогенного образовательного пространства. Подготов- ка будущих учителей, готовых работать с гетерогенными группами, важная со- циально-экономическая, культурно-политическая, но, прежде всего, психолого- педагогическая проблема. Для развития субъектности будущего педагога необходимо обеспечить субъектную позицию студента в учебном процессе университета. Субъектная позиция рассматривается психологами как сложная целостная система, струк- турно объединяющая различные компоненты и способы взаимодействия между ними. Среди традиционных компонентов (когнитивного, операционально-дея- тельностного, конативного, оценочно-результативного) мотивационно-ценност- ный является ведущим. Данный подход требует отношения преподавателей университета к студенту как к уникальной личности, признание и обеспечение реализации его прав и свобод. Ориентация на развитие субъектности каждого студента дает основание говорить о студенческой группе как о коллективном субъекте образовательного процесса, в котором осуществляется взаимообмен информацией, эмоциями, ролями. Развитию субъектной позиции способствует, в частности, создание гетеро- генных групп студенческих групп в педагогическом университете. Чем разно- образнее состав студенческих групп, тем выше их образовательный и разви- вающий потенциал, тем сильнее влияния, детерминирующие индивидуальную активность. Студенческая аудитория в педагогическом университете становит- ся все более разнородной: она включает представителей разных стран, регио- нов, национальностей, этнических групп, конфессий; выпускников школ и кол- леджей, гимназий и лицеев. Сегодня в студенческих группах вместе находятся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=