Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 149 И. Л. Федотенко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СУБЪЕКТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЕТЕРОГЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 1 Аннотация. В статье анализируются важнейшие характеристики гетерогенной образо- вательной среды, доказывается значимость субъектности учителя для его эффективной про- фессиональной деятельности. Автор показывает, каким образом осуществляется развитие субъектной позиции будущего педагога в процессе изучения психологических дисциплин. Рассмотрена технология создания ситуаций выбора, включение каждого студента в комму- никативную деятельность по обоснованию собственного варианта выбора. Раскрыты воз- можности игровых технологий в развитии субъектности студента. Ключевые слова: субъектность, субъектная позиция студента, гетерогенная образова- тельная среда, психологические дисциплины, ситуации выбора, игровые технологии. Профессиональная подготовка студентов в педагогических университетах сегодня призвана учитывать всю глубину и неоднозначность процессов транс- формации образовательного пространства школ, в частности, готовить бакалав- ров и магистров, способных работать в гетерогенной среде. Выпускник универ- ситета должен грамотно действовать в ситуации неопределенности, демонстри- руя высокий уровень толерантности и корректности отношений со школьника- ми разных национальностей, культур, конфессий, с одаренными детьми, а так- же с учащимися, имеющими ограниченные возможности физического и психи- ческого здоровья. Профессиональный стандарт «Педагог» подчеркивает необ- ходимость умений учителя: «использовать и апробировать специальные подхо- ды в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявляющих выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не являет- ся родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [1]. Выпускники вуза должны принять ценности толерантности и социальной справедливости, владеть техниками коррекционно-развивающей диагностики, технологиями личностно-ориентированного обучения. Будущие учителя долж- ны быть способны успешно управлять интеграционными процессами в гетеро- генных организациях. Гетерогенная среда современной школы акцентирует значимость субъект- ности как важнейшей характеристики учителя. Субъектность – интегративное психическое качество, обеспечивающее самоопределение, самодетерминацию, самоорганизацию личности. Высокий уровень субъектности сочетается с пози- тивной Я-концепцией личности, зрелостью, ответственным отношением к своей жизни и профессиональной деятельности. При этом выпускник университета 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №16-26-01007 а(м).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=