Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 142 Л. М. Седунова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ Аннотация. В статье рассмотрены особенности педагогического проектирования сту- дентов вуза в процессе подготовки учителя к музыкально-педагогической деятельности в системе образования. Представлена тематика проектов по различным направлениям и обо- значены типичные ошибки студентов при проектировании, а также пути их преодоления. Ключевые слова: образование, подготовка педагога, педагогическое проектирование, музыка в школе, проект. В работе учителя музыки проектная деятельность приобретает особое зна- чение, так как она направлена, с одной стороны, на развитие творчества и вооб- ражения, а, с другой стороны, на развитие мышления и логики проектировщи- ка. Кроме того, изменениям подвергается и личностная сфера участников про- екта, в том числе развиваются коммуникативные навыки, универсальные учеб- ные действия. Вопросами педагогического проектирования занимались И. А. Колеснико- ва, Н. В. Матяш, С. А. Красносельский, Г. И. Ибрагимов, В. С. Лазарев, Г. А. Рус- ских, Е. А. Сиденко, Т. Е. Соколова и другие. Они рассматривали различные объекты проектирования: программы, технологии, образовательную среду, педа- гогические системы и другие. Однако работ, посвященных проектированию в дея- тельности учителя музыки, недостаточно, не освещены отдельные аспекты педа- гогического проектирования в музыкальной деятельности, его этапы и специфика. Традиционно описание проекта необходимо представить по следующей до- вольно простой схеме: название проекта, актуальность проекта, целевое назначе- ние проекта, задачи проекта, общий замысел, формы и механизмы реализации проекта, ресурсное обеспечение, ожидаемый результат, календарный план. Требования к использованию метода проектов: – наличие значимой проблемы, требующей исследовательского поиска; – практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагае- мых результатов; – самостоятельная деятельность студентов; – структурирование содержательной части проекта (с указанием этапов); – использование исследовательских методов, предусматривающих опреде- ленную последовательность действий (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы решения, определение методов ис- следования, способов оформления конечных результатов (презентация, творче- ский отчет, видеосюжет и т. д.); сбор, систематизация и анализ полученных дан- ных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация, выводы). Изучение опыта работы на музыкальном отделении в Тульском государст- венном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого выявило интересную

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=