Университет XXI века: научное измерение 2016
Педагогика и психология образования 139 Деятельность человека, как подчеркивают Н. Д. Левитов, Ю. Е. Соснови- кова и др., порождает психические состояния и управляет ими. Психические состояния, возникая в ней, в свою очередь влияют на нее и изменяют [3]. Поэтому проблема психических состояний приобретает особое значение в обучении, ведь знание преподавателем психических состояний студентов и управление ими существенно влияет на эффективность образовательного процесса вуза. Психические состояния, возникающие в обучении, отмечает А. О. Прохо- ров, являются отражением тех ситуаций, которые имеют место в учебном про- цессе. В определенной мере эти состояния являются также отражением и соци- альной ситуации развития, которая определяет взаимодействие человека с ус- ловиями и обстоятельствами жизни [2]. Психические состояния связаны с ситуациями учебной деятельности, зави- сят от них, влияют на действия и поведенческие проявления обучающихся [2]. Психические состояния, возникающие в каждой отдельной ситуации, под- черкивает А. О. Прохоров, представляют собой определенную совокупность состояний – функциональную структуру. Любые изменения непосредственно в структуре одного психического сос- тояния и изменения на более высоком уровне, а также во взаимодействиях ме- жду состояниями, образующие функциональную структуру лежат в основе ме- ханизма изменения психических состояний [2]. Исходя из этого, изменение состояний личности будет связано с изменени- ем функциональной структуры совокупности психических состояний. Было проведено пилотажное исследование психических состояний студен- тов первого курса педагогического направления подготовки факультета естест- венных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого. По результатам исследования в середине весеннего семестра у большинст- ва студентов отмечается средний уровень реактивной и личностной тревож- ности (41 и 59 % соответственно). Лишь у 24 % респондентов рассматриваемой группы в процессе учебной дея- тельности можно констатировать высокий уровень реактивной тревожности, сле- довательно, они испытывают внутреннюю скованность, напряжены, встревожены, нервничают, взвинчены. У 35 % студентов отмечается низкий уровень рассматри- ваемой переменной. Эти студенты спокойны, считают, что в процессе обучения им ничего не угрожает, ощущают душевный покой, им радостно и приятно. Анализируя полученные данные личностной тревожности низкий уровень был выявлен у 29 % студентов: их не тревожат возможные трудности и они не переживают из-за проблем в процессе учебной деятельности. И лишь у 12 % – высокий уровень рассматриваемого психического состояния. Они легко могут расстроиться, сильно переживают неприятности в учебе и долго не мо- гут их забыть. Для большинства студентов рассматриваемой выборки характерен средний уровень самочувствия и активности (59 и 65% соответственно) и высокий – наст- роения (53 %), следовательно, они чувствуют себя достаточно сильными, рабо- тоспособными, бодрыми, полными надежд, счастливыми.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=