Университет XXI века: научное измерение 2016
«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 138 Е. В. Романова, Е. И. Туревская, Н. А. Хвалина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Аннотация. В статье проведен теоретический анализ понятия «психические состоя- ния» и представлены результаты пилотажного исследования психических состояний студен- тов первого курса педагогического направления подготовки. Ключевые слова: психические состояния, тревожность, активность, настроение, психи- ческая напряженность. Профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее на- пряженных в психологическом плане видов деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, что в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой форме проявления психики как психические состояния. Психические состояния оказывают как положительное, так и отрицатель- ное влияние на эффективность деятельности человека, в том числе и учебной. При многократном повторении деятельности в течение длительного вре- мени и ее цикличности происходит центрирование психических состояний. Проблема психических состояний поставлена в психологии давно, и важ- ность ее отмечали многие авторы (В. А. Ганзен, Е. П. Ильин, Ю. Я. Киселев, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, Т. А. Немчин, А. О. Прохоров, Ю. Е. Соснови- кова, В. Н. Юрченко, и др.). Однако, несмотря на результаты многочисленных исследований, эта проблема до настоящего времени изучена явно недостаточно. Исследов а- ния в данной области не привели к созданию соответствующей теории психических состояний, и она требует дальнейших разработок. В настоящее время не существует даже общепризнанного определения психического состояния. Анализируя многочисленные определения можно отметить, что психиче- ское состояние – это специфическая форма реализации психики; целостное, ус- тойчивое интегральное образование, которое нечто отличное от других психо- логических категорий; показывает своеобразие психической деятельности на данный момент; является реакцией личности на внешние и внутренние сти- мулы; имеет определенные временные, пространственные, информационные и энергетические характеристики [1]. Одной из функций состояний является уравновешивание человека, как от- носительно замкнутой системы, с постоянно изменяющейся внешней средой, сглаживание его с конкретными объективными условиями, активная организа- ция этого взаимодействия [3].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=