Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 134 обучения), объективными требованиями практики образовательных организа- ций, а также состоянием и уровнем развития учебно-материальной базы. Вме- сте с тем, цель обучения не может рассматриваться вне определенной дидакти- ческой системы, формирующей профессиональную культуру личности и спо- собности целенаправленного использования разнообразных средств педагогики для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и само- подготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности бакалавров и магистров педагогики с заданными характеристиками, отвечающими соот- ветствующим квалификационным требованиям. В ряде наших исследований было показано, что профессиональная культу- ра бакалавров и магистров (рассматриваемая как процесс обучения) должна быть именно такой дидактической системой, которая формирует личность бу- дущего специалиста в этой области, способного осуществлять профессиональ- ную деятельность в любых психолого-педагогических условиях, возникающих в образовательной организации. Эта система будет жизнеспособна и действенна, если будет методически пра- вильно определена общая цель обучения. Определение цели обучения должно обеспечить выполнение ею основных дидактических функций: системообразую- щей, компетентностной, управляющей, мотивационной и воспитательной. С учетом современного уровня развития общей теории управления, педа- гогики и психологии при определении цели обучения бакалавров и магистров педагогики необходимо, по нашему мнению, руководствоваться следующими требованиями: – цель должна иметь свое четкое проявление в совместной учебной дея- тельности бакалавров (магистров) и преподавателей и объективное отражение в структуре требуемого результата и в средствах его достижения; – конкретная цель отдельной дисциплины в рамках подготовки бакалавров и магистров педагогики должна детализировать общую цель обучения в вузе, на факультете и кафедре, а главное – включать общий способ (алгоритм) ее дос- тижения с использованием методов и средств данной дисциплины. Следовательно, цель обучения бакалавров и магистров педагогики в целом специальности и каждой дисциплине в отдельности должна формулироваться в терминах видов профессионально-педагогической деятельности (в данном случае – профессиональной в образовательной организации) и методов дейст- вий должностных лиц. Исходя из этого и, опираясь на системно-деятельностный и компетент- ностный подходы в подготовке бакалавров и магистров педагогики, общая цель профессиональной подготовки может заключаться в овладении методами и средствами профессионально-педагогической деятельности бакалавров и маги- стров в должностях предназначения, предусмотренных Федеральными образова- тельными программами (Квалификационными требованиями) в ходе реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности. Такое определение, на первый взгляд, может показаться узким, односто- ронним и не способствующим формированию у обучающегося требуемых ком- петенций, широкого профессионального кругозора и познавательной актив-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=