Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 131 детельствуют, как передовой педагогический опыт отечественной школы, так и практика развитых в экономическом отношении зарубежных стран, где при- знана особая роль индивидуализации в организации высшего профессиональ- ного образования» [2; 3; 5]. Деятельность учителя имеет общественное значение. Его труд весьма раз- нообразен, сложен, отличается многообразием выполняемых функций и связан с реальными жизненными школьными фактами, их собиранием, глубоким ана- лизом, проверкой, объективной оценкой, и самое главное – высокой профес- сионально-педагогической квалификацией. Учитель имеет дело с детьми, с их поведением, с различными социальными явлениями, жизненными и семейными обстоятельствами школьников, которые он оценивает, руководствуясь законо- дательными актами и т. д. Безусловно, профессии учителя присущи общие особенности, которые не зависят от вида выполняемой ими работы. К ним относятся: гуманизм, спра- ведливость, государственный характер, психолого-педагогическая направлен- ность, творческий и исследовательский характер, самостоятельность и незави- симость в принятии решений, организаторский характер. При этом профессио- нальная деятельность учителя характеризуется многогранностью социальных связей, непосредственным разрешением повседневных жизненных ситуаций, возникающих у детей в классе. 2. Достижение успеха в современном образовательном процессе в вузе при подготовке учителя обусловлено значительным количеством факторов, среди которых, по нашему мнению, ведущее место занимает организация и осуществ- ление профессиональной подготовки студентов, обучающихся в педагогиче- ских вузах. Поэтому в качестве критерия социальной ответственности будуще- го учителя можно принять профессиональную активность в учебно-воспита- тельном процессе, единство личностного и профессионального, гуманистиче- скую направленность и высокую культуру. Специфика профессионально-педагогической деятельности учителя нахо- дит отражение в профессионально-групповом сознании в виде конкретных профессиональных ценностей, норм, взглядов, выражается в повышенном чув- стве ответственности за выполнение профессиональных функций. «Система ценностей, которую диктуют сегодня социальные изменения в сфере культуры, предполагает существенные изменения в формулировке при- оритетных качеств, осваиваемых будущими педагогами. Особая значимость данной проблемы определяется также тем, что учителя и будущие педагоги яв- ляются сегодня социально и традиционно закрепленными трансляторами цен- ностных приоритетов общества подрастающему поколению. Мы уже говорили о системе ценностей, о том, что необходимо четко пред- ставлять собственно аксиологический понятийно-категориальный аппарат, присутствующий в системе высшего педагогического образования, уточнили понятия ценности, которое рассматривалось в различных классификациях и с точки зрения всевозможных методологических подходов. Рассматривая в рамках ФГОС вопросы актуализации профессионально- ценностных ориентаций студентов, следует уделять внимание культурным тра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=