Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 130 В. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВО Аннотация. На основе анализа психолого-педагогической литературы в статье рас- сматриваются вопросы социальной ответственности учителя не только как значимого про- фессионального качества, но и как необходимого условия для успешной работы в школе с опорой на требования ФГОС ВО. Ключевые слова: будущий учитель, система обучения, студент, требования ФГОС, цель обучения, ценности. Социальная ответственность учителя сегодня рассматривается не только как значимое профессиональное качество, но и как необходимое условие для успеш- ной работы в школе. Это способность четко понимать и контролировать соответ- ствие результатов действий учителя поставленным целям, сознательно выпол- нять требования ФГОС ВО и осуществлять стоящие перед школой задачи, быть готовым выполнять профессиональные функции в соответствии с существую- щими в обществе социальными, правовыми и нравственными нормами. Мы можем смело утверждать, что педагогическая профессия основана на совершенном владении достижениями современной педагогики, способности нести ответственность за ее результаты своего труда. У учителя особый обще- ственный статус, в его компетенции находится судьба молодого человека, при- шедшего в школу. Современные педагоги-исследователи говорят о том, что «…признание активной роли учащегося в обучении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и однокласс- никами. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учи- теля и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем» [1]. Деятельность учителя необходимо рассматривать как некое «вторжение во внутренний мир ребенка», поэтому ответственность учителя приобретает здесь решающее значение: учитель несет ответственность перед родителями детей, перед обществом, перед самим собой. 1. Раскрывая аспекты педагогической деятельности, мы в ранних своих работах говорили об «объективно возросшей потребности общества в учителях, обладающих ответственностью за педагогическую деятельность. Осмысление накопленных теоретических знаний по вопросамподготовки будущих учителей и практического опыта организации образовательного процесса в педагогиче- ских вузах позволяет утверждать, что только вдумчивая систематическая работа способна привести профессионально-педагогическую подготовку в соответст- вие с ФГОС ВО, новыми социальными реалиями, с международными стандар- тами, сделать студента реальным субъектом своего образования. Об этом сви-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=