Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 124 и уровнем сформированности учебных умений и навыков, что позволяет обес- печивать работу в зоне ближайшего развития абсолютному большинству стар- шеклассников, имеющим определенные навыки самостоятельной работы с ин- формацией. К активным групповым формам обучения относим также пар- ную работу учащихся, которая дает позитивные результаты при проведении взаимоконтроля и организации обучения в диалоге. Урок-лекция также претерпевает изменение: материал учителя дополняет- ся активным включением элементов беседы по темам, переданным ученикам заранее для подготовки сообщения, эссе: «Как каждый человек (учёный?) по- знаёт мир? Какую пользу может получить (получает) обычный человек от раз- вития естествознания и техники? Почему законы сохранения часто называют основными принципами естествознания? Какова опасность бездумного исполь- зования научных и технических достижений (приведите примеры из истории, из собственного опыта)?» и т. п. Таким образом, индивидуальная работа уча- щихся осуществляется в рамках как фронтальных, так и групповых форм обу- чения. Ученик выполняет по указанию учителя самостоятельное задание, как правило, учитывающее его учебные интересы и возможности, что развивает и его критическое, ноосферное, исследовательское мышление. Конечно, наибольший интерес для учащихся представляет естественнона- учный эксперимент, но не всегда технически удается включить его на занятиях в реальном исполнении. Тогда долг современного учителя – воспользоваться различными возможностями ИКТ. В сочетании с исследовательским методом обучения дает свои плоды и эвристический метод – метод, при котором учитель организует участие учеников в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы. Роль ученика заключается в том, что он должен сделать ученическое открытие в процессе обучения. Задача современного учителя естествознания – понимать, что главным ре- зультатом школьного образования должно стать его соответствие целям опере- жающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в бу- дущем, а также понять, что идёт процесс интеграции наук с целью разрешения новых, всё более сложных проблем, требующих совокупности данных из со- вершенно разных областей естествознания и гуманитарных наук, как, напри- мер, объединение квантовой физики и космологии для решения вопроса проис- хождения Вселенной или объединение физики, нейрофизиологии и информати- ки для исследования проблемы сознания и искусственного интеллекта. Таким образом, реализация интегративного подхода призвана способство- вать не только формированию системы знаний, практических умений и навы- ков, но и изменению характера мышления (как учителя, так и ученика) от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном кон- тексте, что, конечно, является «сверхзадачей» обучения. Литература 1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский.– М.: Педагогика, 1991.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=