Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 123 более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Такие уроки формиру- ют научное, целостное миропонимание учащихся, восприятие единства матери- ального мира, взаимосвязи явлений в природе. Например, содержательный ас- пект темы «Эволюционная картина мира» потребует освоения таких понятий, как: история рождения Вселенной, пространство и время, эволюция, понятие живого, химические и физические реакции, особенности микромира, мегамира, синергетические аспекты, самоорганизация, ноосферное мышление. Совместно разрабатываемые интегрированные уроки помогут учителям наработать содер- жательный запас информации и обменяться методическими приемами реализа- ции интегративного подхода. Одной из первых возможностей разработки про- дуктивных занятий интегрированных уроков является установление системы организации изучения и разработки программы включения межпредметных связей в конкретные темы естественнонаучных учебных дисциплин. Очевидно, что в этом процессе важна поддержка со стороны методического объединения учителей и повышение квалификации в каком-либо виде (курсы, магистратура, например, в ТГПУ им. Л. Н. Толстого). Тогда можно надеяться, что интеграция предметов естественнонаучного цикла будут служить гарантией создания си- туации успеха на уроке для большинства старшеклассников. На следующем этапе необходимо определить основные формы, методы и средства работы, которые будут способствовать успешному формированию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Очевидно, что реализация заявленного в стандартах профильной общеобразовательной школы системно-деятельностного подхода потребует от учителя умения рабо- тать в системе развивающего, личностноориентированного обучения. При этом должны быть определены активные и интерактивные формы и методы деятель- ности учителя и ученика на каждом этапе занятий в соответствии с выбранной технологией. Опыт преподавания курса естествознания и мастер-класс, проведенный Е. Г. Гусаровой, учителем МОУ «Центр образования Ревякинский» Тульской области, убедительно показывают, что дидактическая структура урока должна включать активные формы организации учебной работы, которые позволят учесть индивидуальные особенности учащихся-старшеклассников. При фрон- тальной работе учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Педагог должен держать в поле зре- ния весь ученический коллектив и при этом не упускать из виду каждого уче- ника. На интегрированном уроке это «дирижирование деятельностью» учащих- ся осуществляют два (три?) педагога, что облегчает задачу реализации индиви- дуального подхода. При групповых формах обучения учитель управляет учеб- но-познавательной деятельностью групп учащихся класса (постоянных и/или временных), дифференцируя для них задания. В ряде случаев необходимо пре- дусмотреть деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-группо- вая форма обучения имеет то преимущество, что как постоянные, так и времен- ные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=