Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 122 Особенности старшего школьного возраста, необходимость успешного формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств лич- ности требует адекватности построения образовательного процесса: выбора ус- ловий и методик обучения. Развивающее обучение – как технология достижения планируемых в един- стве личностных, метапредметных, предметных результатов, наиболее востре- бована сегодня. Основатель педагогической психологии Л. С. Выготский пока- зал, что обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования. Выделяя уровни актуального и потенциального разви- тия, Л. С. Выготский назвал расстояние между ними зоной ближнего развития. Стало понятно, что в процессе обучения движущими силами развития личности школьника вступают противоречия между задачами, потребностями учебной деятельности и имеющимися уже в арсенале ученика средствами их решения. Именно такое обучение было названо развивающим. Для учителя, методиста, на практике реализующих идеи развивающего обучения, применяющих опре- деленные формы и методы работы в условиях учебного предмета, важно знать факторы, влияющие на понимание решаемых задач. Следует опереться на ис- следования ученых (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, и др.), ко- торые показали, что на понимание учебных заданий влияют многие факторы, в их числе – контекст содержания материала, предложенного к изучению, ко- личество анализируемых объектов, близость ситуации к имеющемуся опыту обучающегося. Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных техно- логий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно- ориентированный характер. Рекомендуется использовать технологии обучения на основе «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, активных форм обучения. Одним из путей реализации такой технологии и создания ситуаций успеха в процессе учебной деятельности могут стать интегрированные уроки, которые развивают потенциал учащихся, пробуждают к активному познанию окружаю- щей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики и мышления. На наш взгляд, на первом этапе введения интегрированного курса естество- знания именно уроки с включением широкого спектра межпредметных связей по- зволят учителю на базе своего предмета выстроить содержание с учетом интегра- тивного подхода, получив при этом поддержку от педагога, с которым он будет проектировать интегрированный урок. Естествознание изучается в профильной школе в общеобразовательных классах, классах гуманитарной направленности. Как показали опрос, беседы с педагогами, анкетирование, познавательная актив- ность в освоении, знакомстве с современными достижениями и проблемами в ес- тественнонаучной области наблюдается у большинства старшеклассников, хотя сферы будущей профессии прямо с естествознанием не связаны. Установление межпредметных связей по физике, биологии, химии, геогра- фии, экологии, философии, литературе и др. предметов, будет способствовать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=