Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 119 рефлексивной деятельности учащегося на каждом этапе обучения с целью осознания затруднений, позитивного опыта и результатов обучения. В качестве объекта для рефлексии выступает не только опыт, полученный обучающимся в процессе учебной деятельности, но и поведение, мышление, чувства и эмо- ции, процесс взаимодействия с другими учениками. Рефлексивная функция проявляется в развитии у будущего учителя навыков анализа причинно- следственных связей, способностей в реализации собственных ценностных ориентиров, в самоанализе, осознании ответственности при отборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса. Мотивационно-ценностная функция будущего учителя к проектированию психологически безопасной образовательной среды способствует ориентации учащихся на достижение самоуважения, признания, удовлетворённости от ус- пешного выполнения задач. В данном контексте учитель помогает осознать личностно-значимые достижения учащихся, способствует формированию их мотивационной сферы личности и познавательной активности, за счет создания комфортных, психологически безопасных условий и позитивного подкрепления полученных результатов учебной деятельности [3, c. 139]. Учитель при организации образовательного процесса создает определен- ные педагогические условия, направленные на обеспечение психологической безопасности образовательной среды, что способствует формированию ком- фортного эмоционально-психологического состояния каждого ученика, разви- тию их положительных ценностных установок, развитию уверенности в собст- венных возможностях, формированию позитивного отношения учителя к по- знавательным, личностным и творческим проявлениям ученика, снятия с учи- теля части функций контроля, и их замена взаимоконтролем и самоконтролем. Одной из приоритетных выделим функцию психологической защищенно- сти и поддержки, которая характеризуется конструктивным субъект- субъектным взаимодействием учителя с учеником в процессе отбора структуры и содержания образования, в рассмотрении перспектив развития. Данная функ- ция предполагает подбор и реализацию учителем таких технологий, форм и ме- тодов психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, которые позволяют гуманизировать процесс образования. Педагогическая под- держка в данном контексте рассматривается как элемент сотрудничества при позитивном отношении к учащемуся [4, c. 120]. Приведенный обзор функциональной готовности будущего учителя к про- ектированию психологически безопасной образовательной среды, позволяет говорить о важнейших личностно-развивающих функциях образовательной среды, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, ориен- тированном на полноценное, психологически безопасное развитие личности учащегося. Литература 1. Улановская, К. А. Подготовка будущего учителя к проектированию ин- дивидуальных образовательных траекторий учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Волгоград, 2013.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=