Университет XXI века: научное измерение 2016
Педагогика и психология образования 117 Д. В. Малий Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД 1 Аннотация. В статье рассматриваются особенности подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды (ПБОС) в контексте функционального подхода. Автор описывает организаторскую, коммуникативную, техноло- гическую, диагностическую, проективно-аналитическую, рефлексивную, мотивационно- ценностную функции готовности будущего учителя к проектированию ПБОС, среди которых в качестве приоритетной выделяет функцию психологической защищенности и поддержки субъектов образовательного процесса. Ключевые слова: функциональная готовность будущих учителей, психологическая безопасность, проектирование образовательной среды. Анализ совокупности профессионально обусловленных требований, предъявляемых к будущему учителю в контексте ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» позволяет сформулировать функ- циональную готовность будущего учителя к проектированию психологически безопасной образовательной среды. Организаторская функция готовности к проектированию психологически безопасной образовательной среды (ПБОС) позволяют учителю проектировать такое пространство на занятиях, чтобы обеспечить психологически комфорт- ные условия и совместную деятельность все участников образовательного про- цесса на принципах толерантности и взаимоуважения. Учитель обеспечивает сочетание как индивидуальных, так и групповых форм работы, а также особен- ности контроля поведения и группового взаимодействия учеников. Организа- торская функция дает возможность учителю в процессе реализации проекта ПБОС, управлять ходом занятия, строить групповое взаимодействие в диалоге и дискуссии, обеспечивая интенсивность общения и активизацию открытой коммуникации и выработке положительного личностного отношения учащего- ся к работе на уроке. При проектировании ПБОС организаторская функция го- товности учителя к этой деятельности позволяет включать активные методы работы: ролевые и деловые игры, тренинги, диспуты, проблемные ситуации. Организаторская функция предполагает выдвижение на первый план творче- ских, продуктивных задач и творческий подход [1, c. 49], обеспечивает готов- ность участников образовательного процесса к принятию продуктивных реше- ний в проблемных ситуациях, обусловленных социальными и культурными различиями ценностных и прочих оснований. 1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 16-26-01007).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=