Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 115 специалистам формировать и совершенствовать необходимые профессиональ- ные умения и навыки. Ряд заданий выполняется студентами на практических занятиях, другие – в процессе самостоятельной работы над проектом. Весьма эффективно применение метода кейсов, позволяющего накапливать информа- цию о способах решения педагогических задач, развивать аналитические уме- ния, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения и пла- нировать его реализацию. Практические задания интегрируют теоретические и практические умения и навыки студентов при решении конкретной задачи. В данном случае выделя- ем следующие этапы: 1) подготовительный этап, включающий повторение теоретических сведе- ний, разбор предстоящего решения практического задания. Решение примерно- го задания на аудиторном занятии; 2) выполнение индивидуального практического задания (проекта) в рам- ках СРС; 3) проверка практического задания, включая оформление отчета по прак- тическому заданию, презентацию. Фиксирование студентами результатов выполнения практических заданий по решению профессионально-педагогических задач позволяет преподавателю эффективно оценить их работу с учетом когнитивного, деятельностного и лич- ностного критериев. Критерии оценивания компетенций сформированы на ос- нове балльно-рейтинговой системы с помощью комплекса методических мате- риалов, характеризующих данный этап формирования компетенций Основными показателями оценивания умений студентов решать педагоги- ческие задачи являются: – владение алгоритмом анализа педагогической ситуации; вычленение и формулирование задачи; видение иерархии задач (стратегические, тактиче- ские, оперативные); – ориентированность на различные варианты решения задач: относительно позиции субъектов; связанные со структурой ситуации (люди, отношения, по- ступки, мотивы; компромиссное – достижение комфортности ее участников), направленное на результат; – умение аргументировать принятый вариант решения; демонстрирование умения идентифицироваться с субъектами ситуации; стратегичность, оператив- ность мышления (ориентируется на актуальный момент, на перспективу разви- тия личности, отношений, прогнозирует развитие событий, отношений); – реакция на «интеллектуальные провокации» (а что будет, если…): готов импровизировать, вступать в диалог; отказывается от своих идей, не готов к диалогу; – ценностные ориентиры в анализе (на себя; на обучающегося; на органи- зацию педагогического процесса; на содержание; на других субъектов); разде- ляет жизненную (реальную) и учебную ситуации. Таким образом, подготовка студентов-бакалавров к решению профессио- нальных задач – сложная динамическая система, предполагающая инвариант- ный (традиционный) и вариативный компоненты в ее содержании и технологии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=