Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 111 Весьма созвучны данному утверждению взгляды Л. Н. Толстого в контекс- те его философии свободы и ненасилия. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к учени- ку, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе лю- бовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель!» [7 , с. 405–406]. Сущест- венную роль Л. Н. Толстой отводил в деятельности учителя созданию в успеш- ности обучения «духу школы». «Этот дух школы есть что-то быстро сообщаю- щееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, в движениях, в напряженности соревнования,– что-то весьма обязательное, не- обходимое и драгоценное и поэтому долженствующее быть целью всякого учи- теля». Также важным он считал для работы учителя умение создавать «наивы- годнейшие условия» для своих учеников: чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где учится ученик; чтобы ученик не стыдился учителей или товарищей; чтобы ученик не боялся наказания за непонимание; чтобы ум не утомлялся; – чтобы урок был соразмерен силам ученика, был не слишком легок и не слишком труден [7, с. 402–405]. Данные требования в отношении гетерогенной образовательной среды ориентируют учителя на ее проектирование и организацию различных видов деятельности учащихся с учетом их индивидуальности. Обращение к совре- менной школьной практике показывает, что соблюдение этих требований по- зволяет при создании инклюзивной образовательной среды принимать учени- ков с инвалидностью «как любых других детей в классе», включать их в одина- ковые виды деятельности, но с учетом разных задач; вовлечение учеников с ОВЗ в коллективные формы обучения (игры, совместные проекты, лаборатор- ные, полевые исследования и т. д.) [4]. Однако при реализации данного положения возникает целый ряд труд- ностей, сопряженных, прежде всего, с системой межличностных отношений. В этой связи небезынтересно обратиться к идеям известного отечественного педагога П. Ф. Каптерева. «В школе каждый учащийся получает множество то- варищей, однолеток и разных лет. Воспитание посредством товарищества есть одна из самых важных сторон…» [2, с. 154]. Для педагога важными являются такие вопросы как отношения новичка с одноклассниками, «дух» и направле- ние каждого класса, отношение учеников друг к другу, кто вожаки, как сделать класс более сплоченным и др. Решение этих вопросов продолжает оставаться актуальным и для современной школы. В условиях ее вариативности и гетеро- генности представляется значимым предупреждение рисков образовательной среды, создание условий для безопасности обучающихся, показателем которой является, прежде всего, психологическое здоровье. Главные критерии психологического здоровья: позитивное самоощущение и восприятие окружающего мира; высокий уровень развития рефлексии; нали- чие стремления улучшать качество основных видов деятельности; успешное прохождение возрастных кризисов; адаптированность к социуму, умение вы- полнять основные социальные и семейные роли (Г. Крайг). В связи с этим учи- телю необходимо владеть диагностическими методами оценки психологическо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=