Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 110 что слепые от рождения становятся замечательными музыкантами, правоведа- ми, ораторами и т. д.; из глухих от рождения получились превосходные худож- ники, ваятели, ремесленники... Слепых, глухих, тупоумных надо приобщать к культуре и даже с особым старанием, ввиду их большей потребности в помо- щи извне, так как их природа из-за внутренних недостатков меньше способна помочь себе» [там же, с. 154]. По мнению Коменского, «семена знания, нравст- венности и благочестия лежат от природы во всех людях», поэтому учителю важно создать условия для их правильного развития. Отмечая, что учитель, по- добно врачу, является «слугой природы», он призывал учить учеников «в той мере, в какой они усваивают», а не в той, «какой самому хочется, ибо силы тре- буют поддержки, а не подавления» [6, с. 209]. В связи с этим важным для педа- гога, работающего в гетерогенной образовательной среде, является понимание и признание индивидуальности ученика, видение его психических состояний, готовность к сопереживанию, ориентированность на социальное взаимодейст- вие. Весьма актуальны также мысли Я. А. Коменского о том, чтобы «учитель внимательно относился к учащимся, был приветливым и ласковым, не отталки- вал от себя детей своим суровым обращением, а привлекал их отеческим рас- положением…» [3, с. 152]. Идеи Коменского о природосообразности воспитания и образования всех детей получили дальнейшее развитие во взглядах других мыслителей прошло- го, в частности, И. Г. Песталоцци. Обращение к его наследию дает понимание важности образовательной среды как разновидности социальной для становле- ния личности ребенка. Современные исследователи, развивая данное положе- ние, отмечают три принципа организации образовательной среды: единообра- зия; разнообразия; вариативности (как единства многообразия) (В. И. Слобод- чиков). При этом весьма важно, чтобы учитель обеспечил ее развивающее влияние на ученика: во-первых, для удовлетворения и развития субъектом сво- их потребностей на всех иерархических уровнях; во-вторых, для усвоения лич- ностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности (В. А. Ясвин). Организация действительно развивающей среды, по мнению швейцарского педагога, невозможна без такого качества учителя как любовь к детям. «Ни один из педагогов-мыслителей не представлял с такой глубиной образующего влияния атмосферы (семейной) любви в воспитании как Песталоцци»,– отмеча- ет историк педагогики П. Соколов [6, c. 408]. При этом необходимо различать любовь к детям вообще и любовь к отдельному ученику. Именно последняя, по мнению Песталоцци, позволяет поддержать инициативность ребенка, оценить его творчество; помогает отделить детскую наивность от заигрывания, упрям- ство с целью получения выгоды от настойчивости в достижении цели. Совре- менные педагоги-практики отмечают, что любящий своих учеников учитель всегда чувствует некоторое душевное родство с ребенком, старается понять и принять его позицию в случае конфликта с реальностью; видит в воспитанни- ке личность со своими проблемами и достижениями. Несомненно, «в атмосфе- ре и под действием любви пробуждаются все лучшие способности человеческо- го духа» [там же, c. 409].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=