Университет XXI века: научное измерение 2016
Педагогика и психология образования 109 М. А. Кувырталова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО О СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ГЕТЕРОГЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 1 Аннотация. В современных условиях гуманизации образования актуальной является проблема деятельности учителя как главного его субъекта. Обращение к историко-педаго- гическому наследию позволяет осмыслить специфику работы педагога в гетерогенной обра- зовательной среде с учетом наиболее значимых общепедагогических идей, представленных в истории зарубежной и отечественной педагогической мысли. Ключевые слова: образование, деятельность учителя, гетерогенная образовательная среда, история педагогической мысли. Ориентация современного общества на гуманистическую парадигму, при- знание человека одним из главных его ценностей и ресурсов развития обуслов- ливают ряд требований к образованию: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, приоритет жизни и здоровья обучающихся, прав и свобод личности в выборе форм полу- чения образования, форм обучения, образовательной организации, адаптив- ность системы образования к особенностям, уровню развития, интересам и по- требностям личности [1]. В связи с этим актуальной представляется проблема деятельности учителя как главного субъекта образовательной среды, в частно- сти, гетерогенной, и осмысление ее в историко-педагогическом контексте. Ин- терес вызывает обращение к наследию как зарубежных, так и отечественных классиков педагогической мысли. Признание Я. А. Коменским принципа природосообразности одним из ос- новополагающих позволяет акцентировать деятельность учителя на приведение закона образования и воспитания индивида в соответствие как с общими зако- нами природы, так и природной сущностью самого человека, ребенка, незави- симо от его социального положения, вероисповедания, уровня развития. «Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь... Если мы позволим развивать ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы по отноше- нию к тем, кто обладает той же природой» [5, с. 153]. Коменский утверждал, что образование и воспитание личности не зависит от физических показателей организма. Весьма актуально в контексте гетеро- генной среды звучит его идея о необходимости и возможности компенсации учителем природных недостатков детей в процессе их образования. «Природа, когда ей что-то помешало развить свою силу в одном, может особенно ярко проявить себя в другом, стоит ей только помочь. Примеры ясно показывают, 1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 16-26-01007).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=