Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 107 факультета. Основная масса опрошенных студентов оставила этот вопрос без ответа, среди предложенных характеристик факультета чаще всего отмечали дружественную атмосферу. В нескольких ответах отмечалась целеустремлен- ность студентов и разнообразные возможности, которые предоставляет факуль- тет студентам. Болгарские студенты предложили гораздо более разнообразные характеристики своего факультета: много книжных источников, богатая биб- лиотека, изучение культуры других стран, культура общения, возможности для реализации; сплоченность, обучение на английском языке; возможности стажи- ровки за рубежом, толерантность преподавателей и интеллект, новаторство, междисциплинарная практическая работа, мотивированность студентов. В следующей группе вопросов предлагалось оценить личностные качества преподавателей университета. Но отвечая на первый вопрос этой группы, сту- дентам надо было выбрать пять из нижеперечисленных ценностей, имеющих наибольшее значение именно для него как личности. Более 50 % опрошенных студентов ТГПУ отдали предпочтение следующим ценностям: безопасность для семьи (забота о близких); жизнь в мире (без войн и конфликтов); комфорт- ная жизнь (благоприятная жизнь). Чуть меньше 50 % отметили свободу, внут- реннюю гармонию, успех. Менее 10 % отмечали такие личностные ценности как: вера в Бога (вечная жизнь); чувство собственного достоинства (самоуваже- ние); общественное признание (признание, восхищение); мудрость (зрелое по- нимание жизни); национальная безопасность (защита от нападения); удовле- творенность (хорошая, тихая жизнь). Болгарские студенты аналогично расста- вили приоритеты, однако у них выше процент выбора мудрости, внутренней гармонии, активного образа жизни, сексуальности. В выборе характеристик, которыми, по мнению студентов, должны обла- дать члены факультетского коллектива, студенты показали удивительное еди- нодушие, расставив их в следующем порядке: • ответственный (обязательный); • честный (искренний, любит истину); • интеллектуальный (интеллигентный, склонный к размышлениям); • человек с воображением (инициативный, творческий); • вежливый (воспитанный, с хорошими манерами); • дружественный (мягкосердечный, веселый); • умеющий контролировать себя (сдержанный, дисциплинированный). Поставив на первое место из личностных качеств работников факультета «ответственность», студенты двух университетов были последовательны в сво- ем ответе на вопрос: «По вашему мнению, люди, которые хорошо работают на вашем факультете, являются?». Почти 40 % отметили, что успешно работают на факультете те, кто является компетентным в организационных вопросах и обладает глубоким желанием выполнять работу, таким образом межличност- ные отношения и профессиональная компетентность отошли на второй план. Ученые рассматривают активное участие студентов в образовательной со- циокультурной среде университета как одно из условий творческой адаптации личности к изменяющемуся социуму. Что же, по мнению студентов, является успешными мерами для поощрения, которые помогают им активизировать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=