Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 106 вспомнить годы основания двух университетов: 1938 год – ТГПУ, 1888 год – Софийский университет. По нашему мнению, богатые исторические традиции учебного заведения не могли не сказаться на формировании специфики культур- ных традиций внутри университета и как следствие этого на ответах студентов. Из предложенного списка, отражающего специфику культуры университе- та, в основном студенты выбирали характеристики общения в коллективе: хо- роший тон и вежливое отношение между членами коллектива; понимание и по- зитивное отношение между членами коллектива; способ общения. Однако та- кой выбор нельзя назвать подавляющим, так как его сделали 30 % студентов. Интересно, что наличие правил и норм поведения в университете отметили только 13 % российских студентов, но более 30 % болгарских. Студенты ТГПУ практически не выбирали такие характеристики университета как стиль одежды внутри коллектива или оформление аудиторий. Утвердительно на вопрос: «Знаете ли вы, какова миссия вашего универси- тета?» – ответили 39 % из ТГПУ и более 50 % из Софийского университета, но далеко не все смогли ее сформулировать. Российские и болгарские студенты в основном видят миссию университета в подготовке высококвалифицирован- ных специалистов, только один обозначил ее как «поддержка молодых уче- ных». Хотя, казалось бы, учебный процесс университета неразрывно должен быть связан с научной деятельностью как профессорско-преподавательского состава, так и студентов. Несмотря на то, что в различных формах научной дея- тельности (подготовка курсовых и дипломных проектов, участие в научных конкурсах, участие в научных конференциях и т. д.) традиционно принимают участие порядка 70 % студентов ТГПУ, они не видят развитие научной дея- тельности как неотъемлемую составляющую миссии университета. Интересно была сформулирована миссия университета одним из студентов факультета иностранных языков ТГПУ – «Поддержать межкультурную коммуникацию, чтить традиции всех стран и народов, быть толерантным». То, что студенты, определяя миссию университета, ограничились организацией именно учебной деятельности, объясняет, на наш взгляд, незначительное количество ответов на вопрос: «Кто является основным героем фольклора, существующего в вашей организации?». Социокультурная среда университета, по мнению опрошенных студентов, в основном ограничивается образовательным процессом, хотя по мнению исследователей, социальное пространство вуза – это форма существо- вания социального бытия. И именно «в результате многогранной жизнедея- тельности вуз формирует особое социальное пространство, образуемое систе- мой отношений участников образовательного взаимодействия к миру, к другим людям, к себе и отношений с другими людьми. Управление социальным про- странством вуза – один из элементов стратегически-инновационной социальной политики в высшем образовании, направленной на максимально рациональную организацию и использование всех пространственных возможностей в интере- сах общества, учитывающей условия, процессы и результаты функционирова- ния и развития современного вуза» [1]. У российских студентов трудности возникли и при ответе на вопрос: «Что делает ваш факультет уникальным?», предлагалось дать три характеристики

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=