Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 105 Божидара Кривирадева Софийский университет «Св. Климент Охридски» Е. Г. Торина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УНИВЕРСИТЕТА И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА  Аннотация. В статье рассматривается связь организационной культуры высшего учеб- ного заведения с формированием в нем безопасной социокультурной образовательной среды. Представлены результаты анкетирования студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого и Софийского университета «Св. Кл. Охридски». Ключевые слова: организационная культура, университет, безопасная образовательная среда, педагог высшей школы, будущий учитель. Высшее образование в университете должно ориентировать студентов на творческое отношение к своей будущей профессии, способствовать формиро- ванию креативности, порождению новых идей. Будущий учитель должен иметь повышенную чувствительность к социальным и педагогическим проблемам. В этой ситуации происходит переориентация всей системы обучения и воспи- тания «от человека образованного к человеку творческому» (В. С. Библер). Од- нако традиционная система вузовской подготовки отстает от запросов времени, в ней не всегда есть место для творческого отношения к будущей профессии. Творческая направленность, свойственная всем людям от рождения, по замеча- нию А. Маслоу, теряется большинством под воздействием среды, социальных условий. К сожалению, именно такую среду мы нередко наблюдаем в вузе [1]. Современные условия диктуют изменения социокультурной роли университета как центра образцового знания, необходимость трансформации его миссии и функций. На основе анкетирования студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого и Со- фийского университета «Св. Кл. Охридски» мы попытались оценить, в чем сту- денты видят миссию своего университета, есть ли, по их мнению, какие-то осо- бенности организационной культуры вуза, в котором они обучаются, какими чертами на их взгляд обладают представители университета или факультета, происходит ли внутри университета стимулирование студентов к активному включению в социокультурную среду вуза. Анкетирование студентов двух университетов проводилось в сопостави- мых референтных группах: студенты II курса, в возрасте от 20 до 24 лет, соот- ношение мужского и женского пола примерно 1 к 5. Анкету открывал вопрос: «Считаете ли вы, что ваша организация имеет специфическую культуру?» Утвердительно на него в ТГПУ ответили чуть бо- лее 50 %, тогда как в Софийском университете – 70 %. В связи с этим уместно  Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 16-26-01007).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=