Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 103 цессе обучения. В основе обучаемости лежит уровень сформированности по- знавательных процессов, таких как восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь. Применительно к иностранному языку выделим следующие уровни обучаемости:  творческий (учащиеся усваивают лексический и грамматический мате- риал, имеют высокую способность к самообразованию, обладают умением ана- лизировать изученный материал и внедрять теоретические знания в практиче- скую деятельность, активно используют новые лексические единицы в устной и письменной речи и т. д.);  продуктивный (учащиеся понимают логику иностранного языка, умеют составлять цепочки последовательных действий, выполняют задания по образцу);  репродуктивно-творческий (учащиеся делают обобщения, выражают собственное мнение по различным тематикам, учатся обрабатывать несколько информационных источников (текст, словарная статья, аудиозапись)). В гетерогенной группе диагностика обучаемости иностранному языку представляет собой процесс выявления, оценки и прогнозирования результатов учебной деятельности. Итоги диагностики учащихся по вышеуказанным уров- ням позволяют педагогу выявить характер возникающих затруднений, устано- вить их причины, а также разработать комплексный подход к работе с данной гетерогенной группой в целом и каждым отдельно взятым учеником. Педагогическая диагностика обучаемости позволяет учителю определить особенности усвоения детьми конкретных предметных знаний, умений и навы- ков. Под качественным усвоением учебного материала понимается не репро- дуктивный уровень (ученик действует в соответствии с инструкцией и выпол- няет задания по усвоенному образцу), а репродуктивно-творческий, когда уча- щийся в рамках образовательной программы овладел необходимым лексиче- ским и грамматическим минимумом и может выполнять творческие задания (написания сочинений и эссе на иностранном языке), самостоятельно излагать в устной и письменной форме свои мысли по изученной теме, а так же самос- тоятельно осуществлять поиск необходимой информации в соответствии с пос- тавленной учебной задачей. Ещё одной ключевой методикой в работе с гетерогенными группами явля- ется диагностика обученности, а именно степени достижения намеченных це- лей и достигнутых результатов посредством оценки и анализа как течения са- мого учебного процесса, так и его результатов. Данная диагностика проводится чаще, чем в гомогенной группе обучающихся и включает в себя следующие ме- тодики: парные и индивидуальные устные и письменные упражнения, различ- ные творческие задания, тесты, выполнение заданий по установленному образ- цу, дифференцированные домашние задания. Уровень обученности, как прави- ло, диагностируется на конечном этапе изучения какой-либо темы, что позво- ляет учителю спланировать методы и приемы дальнейшей работы с группой. В силу того, что предмет «Иностранный язык» является одним из самых трудных для школьников, поскольку осуществляется вне естественной языко- вой среды, возникает необходимость осуществлять постоянный поиск различ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=