Университет XXI века: научное измерение 2016
«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 102 обучения и воспитания индивида. Эффективная образовательная среда должна отвечать следующим параметрам: обеспечивать полноценное развитие ребенка в непрерывном процессе обучения; обеспечивать всем ученикам в равной мере необходимые условия для получения образования и психолого-педагогической поддержки; иметь четкие и единые для всех учеников требования в ходе образова- тельного процесса и критерии оценивания, отвечающие государственным обра- зовательным стандартам; обеспечивать ученику благоприятный эмоциональный фон и положи- тельную мотивацию к учению. Динамичный характер педагогической деятельности определяет актуаль- ную потребность в совершенствовании системы подготовки педагогов, рабо- тающих с гетерогенными группами. В первую очередь это касается разработки и внедрения новых подходов к проведению комплекса диагностических ме- тодик по выявлению уровня обученности и обучаемости учащихся, а также вы- явление индивидуальных образовательных потребностей школьников в гете- рогенной среде. Педагогической диагностикой представляет собой комплекс специально разработанных заданий, которые позволяют учителю: – определить индивидуальные особенности усвоения учащимися знаний, умений и навыков; – выявить характер затруднений, возникающих у учащихся в процессе ос- воения конкретной школьной дисциплины и установить их причины, как явные, так и скрытые; – установить уровень сформированности учебной деятельности и мотива- ции к ней; – оценить текущие изменения, происходящие в развитии учащихся. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценку данных, их анализ, выявление динамики учебного процесса, основных направлений дея- тельности, прогнозирование дальнейшей работы с учащимися. Благодаря про- ведению подобных диагностических исследований дидактический процесс приобретает двусторонний характер, что позволяет сделать обучение успеш- ным, как со стороны обучающего, так и со стороны обучаемого. В отличие от психологической диагностики, которая проводится школь- ным психологом и имеет своим объектом самого учащегося, педагогическая диагностика в первую очередь ориентирована на учителя. Для решения постав- ленных задач используются как теоретические (моделирование хода урока, сбор, обработка и анализ полученных в ходе диагностики данных), так и эмпи- рические методы исследования (включенное наблюдение, беседы с учениками, их педагогами, родителями, изучение и анализ творческих работ). Благодаря этим данным, полученным в ходе диагностики учеников в гетерогенной группе, педагогу удаётся определить степень их обучаемости и обученности. Под обучаемостью в педагогической психологии понимают индивидуаль- ные показатели качества и скорости усвоения знаний, умений и навыков в про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=