Университет XXI века: научное измерение 2016
Педагогика и психология образования 101 София Элизабет Кастильо Стародубцева Гимназия № 11, г. Тула ДИАГНОСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГЕТЕРОГЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на материале иностранного языка) Аннотация. В данной статье рассмотрено явление гетерогенности в образовательной среде, проанализированы главные принципы диагностики обучаемости и фактической обу- ченности школьников. Выявлены основные особенности проведения диагностических иссле- дований в гетерогенных группах учащихся в целом и по предмету «Иностранный язык» в ча- стности. Ключевые слова: гетерогенность, диагностика, иностранный язык, образовательная среда, образовательные потребности, обучаемость, обученность, тестирование, эффектив- ность. Процессы модернизации, происходящие в нашем обществе, не могли не затронуть и систему образования. На сегодняшний день педагогу одновременно с сохранением фундаментальности образования предстоит усилить его практи- ческую, социально-ориентированную направленность, обеспечить подготовку школьников к реалиям общественной жизни. Особое внимание стоит уделить тому факту, что учитель должен быть готов к работе с различными категориями детей, выявляя и удовлетворяя образовательные потребности группы в целом и каждого учащегося отдельно. Такой уровень образовательной деятельности может обеспечить только высококвалифицированный профессионал, способ- ный эффективно работать с различными гетерогенными группами детей. Термин «гетерогенность» полисемичен, используется в различных науч- ных областях и обозначает какую-либо неоднородность, а так же свойство сис- тем состоять из различающихся элементов, сохраняя при этом свою общность и целостность. Таким образом, в педагогической психологии под гетерогенной группой в образовательной среде следует понимать разнородную группу, включающую в себя совместно обучающихся детей, связанных схожими инте- ресами, но имеющих какие-либо различные признаки, к примеру пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность, особенности здоровья, интел- лектуальные способности и т. д. Следует отметить, что на сегодняшний день существует целый ряд иссле- дований отечественных и зарубежных ученых, посвящённых изучению фено- мена гетерогенности как совокупности групповых общностей, различающихся по ряду социальных признаков. Учитывая многозначность используемого термина, отметим, что в данной статье мы ограничимся рассмотрением вопроса о диагностике обучающихся в гетерогенной образовательной среде. Под образовательной средой в педагогической психологии подразумевают совокупность взаимодействующих социальных институтов, деятельность кото- рых направлена на обеспечение полноценного достижения целей образования,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=