Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

87 Составным элементом общественно-политической жизни является политическая культура, в формировании которой важную роль играет, в том числе и религия. Исследователи выделяют три уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и собственно политический. Мировоззренческий уровень обладает фундаментальным характером для формирования позиций субъектов политических отношений. Он представ- ляет собой самый устойчивый слой политической культуры. Его истоки восходят к религиозным верованиям [6]. Влияние религии на формирова- ние мировоззрения человека в историческом плане хотя и уменьшается, но остается существенным. Выбор той или иной политической позиции у ре- лигиозного человека может заметно отличаться от позиции, занимаемой человеком нерелигиозным, у мусульманина, по сравнению с христиани- ном, у православного по сравнению с протестантом или буддистом. На институциональном уровне религиозно политический консенсус не ограничивается простым сотрудничеством религиозных организаций с органами политической власти и иными общественно-политическими институтами, а так же социальным служением церквей. Широкое распространение имеет тенденция включения религиозных организаций в политическую систему посредством создания различных политических партий по конфессиональному принципу. Если обратиться в качестве примера к христианскому миру, то можно заметить обратно пропорциональную зависимость между степенью их политического влия- ния и успешности и «религиозностью» как таковой. Подобные партии яв- ляются в значительной степени сугубо политическими институтами (это справедливо так же и для иудаистских, и для многих исламских политиче- ских партий и др.), однако история их возникновения является еще одним примером того, как религиозное начало способно эволюционировать в кон- структивный политический продукт [5]. Как отмечает С. Калывас, первые массовые партии в европейской политике, во многих странах оказались именно партиями, которые выросли из католического общественного дви- жения. Эти движения были основаны на сети местных институтов, кото- рые подчеркивали необходимость проведения социальной политики, как на локальном, так и на национальном уровне. Они были неполноценными организациями, но работали с людьми на постоянной основе. Таким обра- зом они постепенно превратились в политические партии. Однако Римская католическая церковь сама представляла собой интересы определенных групп населения, и люди, которые находились в традиционной иерархии церкви, желали отстаивать свои позиции. Таким образом, «возник неиз- бежный антагонизм между церковью и этими общественными организа- циями. Причина, по которой эти организации превратились в партии, была очень простой: они были очень успешными и они были первопроходцами в области использования массовых организаций в качестве политического инструмента. Результатом этого процесса стало возникновение партий,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=