Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

86 социальных изменений в различных странах и регионах. Основная обосно- ванная им идея состоит в том, что значительная роль в формировании всей современной западной цивилизации принадлежит религиозным и этиче- ским построениям протестантизма. Протестантизм дал стимул к качест- венному изменению динамики цивилизационного развития, в то время как восточные религии не только не стимулировали развития, но, напротив – в определенном плане даже препятствовали ему [2]. Социальная динамика всегда изначально двойственна и несет в себе противоположно направленные импульсы позитивного и негативного и з- менения. Стабилизационный и консолидационный потенциал религии, в отличие от одновременно присущего ей потенциала дестабилизаци - онного и дезинтеграционного может и должен использоваться вместе с аналогичными механизмами, имеющимися в распоряжении политиче- ских структур. На уровне социального действия консенсус проявляется через рас- крытие стабилизационного потенциала религии в интересах политической системы и всего общества в целом. Широко распространенным в политической практике является при- влечение религии как фактора легитимации власти, что становится воз- можным благодаря способности религии к сакрализации определенных норм или институтов общественного бытия. «Из двух типов средств со- хранения власти – физическое принуждение, насилие или угроза насилием и манипулирование сознанием людей – все большую роль приобретает второе. И здесь наряду с многочисленными светскими концепциями, при- званными ориентировать сознание людей на поддержку того или иного политического режима, важное значение имеет религия, на протяжении веков учившая массы тому, что всякая власть от Бога» [6]. Соотношение политики и религии в рамках «консенсусного» взаимо- действия многомерно. Оно может проявляться, как мы уже отмечали, в ви- де взаимодействия в их социальных функциях в процессе регулирования поведения больших масс людей, в процессе управления обществом. Часто религия транслирует политические решения власти. Но бывает и противо- положное, когда религия осуждает такие решения. Вместе с тем, политика и религия могут оказать друг на друга взаим- ное влияние. Регулируя общественную жизнь, политика влияет и на рели- гию, формируя законные рамки для ее функционирования, регулируя пра- вовое положение религиозных организаций, защищая права граждан на свободу совести, создавая климат взаимной терпимости и уважения между конфессиональными общностями. В свою очередь, развитие политическо- го процесса определяется как соотношением политических сил и характе- ром политической структуры, так и сложившимися в обществе духовными принципами и идеалами. А эти последние во многом обусловлены доми- нирующими в обществе религиозными учениями.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=